Самого исполняемого современного композитора в мире (в 2011–2018 годах) зовут Арво Пярт. Его стиль легко узнаваем, а творческие принципы глубоко индивидуальны, но в процессе их становления Пярт прошел через сложный внутренний кризис. Ответы на свои вопросы он искал в диалоге с музыкой композиторов прошлого – внимательно изучал историю, впитывал близкие ему ценности и обогащал свой музыкальный язык.
Одним из первых сочинений, напрямую взаимодействующих с прошлым, стал Коллаж на тему B-A-C-H для струнных, гобоя, клавесина и фортепиано (1964). Это аллюзия на барочную сюиту – небольшой цикл, состоящий из контрастных самостоятельных частей. Пярт называет свою сюиту «коллажем», имея в виду контрасты не только между частями, но и внутри них: композитор «склеивает» фрагменты, написанные собственным почерком, со стилизацией и цитатами из музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Концентрация барокко – вторая часть, в которой появляется клавесин и целиком цитируется Сарабанда из Английской сюиты № 6 Баха. Но возвышенную барочную музыку перебивают оглушительные кластеры – «грозди» нот, тесно расположенных друг к другу, звучащие как удар кулаком по клавиатуре. В поисках своего стиля Пярт использовал современные авангардные техники, но чувствовал их чужеродность:
«Я хотел выйти за пределы ситуации, чтобы наткнуться на что-то, чего я еще не испытывал. В состоянии крайнего дискомфорта в то время я хотел доказать себе, как прекрасна музыка Баха и как ненавистна моя… Я был убежден, что через эту музыкальную жертву я смогу ясно увидеть собственные противоречия».
Кульминация творческого кризиса Пярта – период молчания, продлившийся восемь лет (1968–1976). Из тишины родилась новая техника композиции, которую Пярт назвал tintinnabuli («колокольчики»): один голос развивает диатоническую мелодию, а второй следует по устойчивым ступеням лада – вместе они сливаются в медитативный и умиротворенный ансамбль.
Спустя 28 лет после Коллажа на тему B-A-C-H Пярт написал аналогичное сочинение, взаимодействующее с музыкой прошлого. Моцарт-адажио для скрипки, виолончели и фортепиано (1992) отсылает к эпохе классицизма, но в нем больше нет непримиримых противоречий. Пярт целиком цитирует вторую часть ранней фортепианной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта (№ 2 фа мажор, KV 280) и аккуратно дополняет ее своими репликами, словно оставляя заметки на полях. Голоса Пярта и Моцарта звучат в согласии: tintinnabuli наслаиваются на музыку сонаты, образуя с ней неразрывное целое.
Послушать Коллаж на тему B-A-C-H в контексте музыки Баха, Моцарта и Гайдна можно в Зале Чайковского. Билеты на концерт 2 октября – на сайте meloman.ru.