Старшее поколение читателей наверняка помнит истматовскую пятичленку – пять экономических формаций, через которые обязательно должна последовательно пройти всякая уважающая себя цивилизация: первобытно-общинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм. Правда, цивилизаций, которые бы одолели всю пятичленку, в истории как-то не нашлось, но сама по себе марксова схема существенно повлияла на общественные науки.
Уже после Маркса выяснилось, что схема, построенная на основе опыта романо-германской цивилизации, более нигде не работает. Как минимум, оказалось, что многие общества проскакивают этапы. Например, на Руси не было классического рабовладения (собственно, его вообще нигде не было), а что в Китае творилось – вообще марксистскому уму непостижимо. В результате, появились неомарксистские схемы, в которых нашлось место и для "азиатского способа производства", и для "номадического строя" и для других неклассических схем.
Ну и ещё один важный момент: марксова схема была построена на основе анализа эволюции частной собственности на средства производства. После социалистической революции эти средства переходили в общественную собственность, и на этом общественный прогресс останавливался. Конец истории, как он есть. Так вот оказалось, что после победы революции частная собственность на средства производства ликвидировалась (хотя есть мнение, что государственная и кооперативная – то же суть варианты частной собственности, а как выглядит подлинно общественная никто не знает), а вот психологическая привычка сохранялась. Отсюда появление триады социализм – развитой социализм – коммунизм. Причём "развитой социализм" вовсе не на марксистскую теорию опирался, а вообще непонятно на что – это, якобы, социализм, существующий в условиях мировой системы социализма.
Иван Ефремов, в отличие от других классиков, решил строить свою собственную схему общественных формаций, которая опиралась на "противоречивую историю развития производительных сил вместе с формированием идей, искусства, знания, духовной борьбы за настоящего человека и человечество". Это, в частности, давало возможность периодизации коммунистического общества.
В произведениях Ефремова эта схема в точности не приведена, она сохранилась только в дневниках, названных "Премудрые тетради" – они до сих пор не разобраны и не изданы. Только исследователь трудов писателя Евгений Беляков в своих публикациях нарисовал примерную схему, которую использовал Ефремов.
1. Античные века.
Этот период истории люди будущего в принципе знают очень плохо, потому и Ефремов на них не останавливается почти.
2. Тёмная Эра (Тёмные Века) или Эра Смешения Формаций (ЭСФ).
Эта эра включала Века Нашествий (XIII-XIV вв.), Века Чёрной Церкви (XIV-XVI вв.), Века Покорения Народов (XVI-XVIII вв.) и Век Замирения (1807–1866 гг.).
Обращает на себя внимание довольно жёсткая привязка хронологии к истории России и Европы. "Века Нашествий" – это период монголо-татарского ига. "Века Чёрной Церкви" – период инквизиции. "Века Покорения Народов" – эпоха Великих географических открытий и, например, расширения Российской империи. "Век Замирения" вообще ни в какую логику не помещается – он начинается позже не только Великой Французской революции, но и коронации Наполеона I.
Понятно, что такая схема претендовать на универсальность не может, но её использование связано, вероятно, с отрывочностью знаний людей ЭВК о прошлом.
3. Эра Разобщённого Мира (ЭРМ).
В ЭРМ входят: Век Войн (1867-1962 гг.), Век Лжи (1963-1986 гг.), Век Смятения и Голода (1987-2010 гг.), Сражение Мары (2005-2010 гг. и до примерно 2035 г.).
В "Туманности Андромеды" последним веком ЭРМ был назван "Век Расщепления", когда "были поняты основные законы общественного развития, диалектически противоречивый ход истории, необходимость воспитания строгой общественной дисциплины". В периодизации "Премудрых тетрадей" это, вероятно, "Век Лжи" и "Век Смятения и Голода" – "открытие к тому времени первых видов атомной энергии и упорство защитников старого мира едва не привело к крупнейшей катастрофе все человечество".
"Сражение Мары" – это гипотетическая ядерная война между сторонниками социализма и капитализма. В ходе этой войны цивилизация настолько пострадала, что историки будущего вынуждены пользоваться хрониками некоего монастыря в Каракоруме с соответствующим летоисчислением.
Кстати, вы ничего странного в этой периодизации не видите? И я вижу – полное отсутствие даты "1917". Вообще. И имя Ленина в космической фантастике Ефремова тоже не упоминается. Вот у Стругацких в "Полдне" памятник Ленину в Свердловске есть (существует восходящая к Борису Натановичу легенда, что это цензура постаралась – думаем, он говорил неправду), а у Ефремова нет ни Ленина, ни Маркса. "Мудрецу" Эрф Рому (анаграмма самого Ефремова) место нашлось, а вот единственным намёком на марксизм является год начала "Века Войн" – в 1867 году был издан первый том "Капитала". Но вообще-то логичнее было бы выделить 1848 года, когда был написан "Манифест коммунистической партии".
В общем, если бы эта часть периодизации была бы Ефремовым опубликована (в его произведениях ЭРМ упоминается многократно, но без детализации), к нему возникло бы много вопросов у партийных идеологов, да и у КГБ тоже.
К месту вспоминается опубликованная в своё время история какого-то бухгалтера (имён в статье не было, так что история, скорее всего, вымышлена), который в свободное время читал классиков и в самом сердце марксизма, законе стоимости, обнаружил ошибку. Причём ошибку простительную – речь шла об использовании методов, которые во времена Маркса ещё не были открыты. Он написал в профильный институт и предсказуемо очутился в дурке с диагнозом "вялотекущая шизофрения". Уже в перестроечные времена журналист спросил лечащего врача страдальца – действительно ли он псих? Ну да, ответил тот, он же не согласен с Марксом! На что последовал другой вопрос – но в мире же есть миллионы людей, не согласных с Марксом, они что – тоже все не в себе?
4. Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ)
Деление: Век Союза Стран (2035-2046 гг.), Век Разных Языков, Век Борьбы за Энергию, Век Общего Языка (с 2227 г.).
Судя по "Туманности Андромеды", это период мирного сосуществования мировых систем социализма и капитализма, примерно так, как это показано у Стругацких в "Стажёрах". Удивительно, что капитализм в принципе уцелел, хотя англо-американская цивилизация была, видимо, полностью уничтожена (ничто из героев "Туманности" не происходит от англичан или американцев, хотя вообще Ефремов уделяет много внимания этническому происхождению своих героев).
Интересно понять, что имеется в виду под "Веком Разных Языков". Отметим, однако, что в языковом плане люди будущего оказались несколько туповаты – расшифровка языка Великого Кольца, по определению основанного на универсальных понятиях и в начальной фазе элементарного, заняла целых 90 лет. Гротефенд расшифровал клинописную надпись из Персеполя за несколько недель, хотя он, конечно, имел представление об истории Персии.
5. Эра Общего Труда (ЭОТ).
Деление: Век Упрощения Вещей (2287-2406 гг.), Век Переустройства (2407-2526 гг.), Век Первого Достатка (2527-2646 гг.), Век Звёздного Космоса 2647-2826 гг.
Ну тут уж чистая фантастика, связанная с совершенно неадекватным представлением о человеческом разуме. Восстановление после ядерной войны, потребовавшее полтысячелетия, просто ставит в тупик – за такой промежуток человек современного типа построил бы развитую цивилизацию буквально с нуля, причём, наверное, не один раз.
Скорее всего это период коммунизма, если под ним понимать краткую формулу "от каждого по способности – каждому по потребности". Кстати, "Век Упрощения Вещей", как представляется, был посвящён именно добровольно-принудительному редуцированию потребностей и только во вторую очередь чисто техническому "упрощению".
Опять же, не очень понятно, как Ефремов объяснял органам идеологического контроля судьбу принятой в 1961 году программы КПСС, обещавшей построение коммунизма к 1980 году.
6. Эра Великого Кольца (ЭВК, XXIX-XXXVIII вв.).
Деление: Век Подобного Разума, Век Великого Взлёта, Век Беспредельности, Век Тибетского Опыта (время действия "Туманности Андромеды", около 3230 г.).
7. Эра Встретившихся Рук (ЭВР, с 3860 г.).
Деление: Век Раскрытия Пространства, Век Прямого Луча (время действия романа "Час Быка", около 4030 г.)
Резюмируя сказанное отметим, что периодизация Ефремова, восходя к марксизму, марксистской всё же не являлась и сам он старался обойти привязку к советскому социализму, хотя и называет общество будущего коммунистическим. Почему именно так, можно понять из "Часа быка" – в ефремовской антиутопии изображено общество, якобы капиталистическое (но – без капиталистов) и критикуется "муравьиный лжесоциализм" (с многочисленными отсылками к реалиям КНР), но читатели должны были замечать и замечали явные черты советского общества.
Первопубликация: https://ukraina.ru/20221001/1039199592.html