Источник: https://fppd.msu.by/info/faculty/children/kaf_ped/rod_univer/toppr/sem_kak_soc_institut.pdf
В современном обществе функционирует множество социальных институтов. В обществе любого типа есть такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь каждого человека. Таким самым распространенным видом социальной организации является брак и семья.
Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, позволяющие решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.
Семья и брак – самые ранние по времени своего возникновения социальные институты общества. Они направляли образ жизни и мышления людей.
Семья как социальный институт отражает обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми.
Семья как социальный институт имеет:
— основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей;
— группы и организации—все родственники, группы, объединенные родственными связями;
— ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви,
общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и
защищенность;
— роли — жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.;
— нормы — супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.
Признаки семьи как социального института:
1.Установки и образцы поведения — привязанность, уважение, ответственность.
2. Культурные символы — брачный ритуал, обручальные кольца.
3. Утилитарные культурные черты — дом, квартира (комната), мебель.
4. Устные и письменные кодексы поведения — Конституция РБ, Семейный кодекс РБ.
5. Идеология — любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл (или жизненный цикл семьи). Главными, для семьи как для социального института, являются следующие:
—вступление в брак (образование семьи);
—начало деторождения (рождение первого ребенка);
—окончание деторождения (рождение последнего ребенка);
—«пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего
ребенка);
—прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи:
- демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
- социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
- социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
- технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Структура семьи – это способ обеспечения единства и функционирования семьи как социального института, ее состав, а также совокупность взаимоотношений ее членов.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:
- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
А.Е. Личко разработал следующую классификацию семей:
Структурный состав:
1. полная семья (есть мать и отец);
2. неполная семья (есть только мать или отец);
3. искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца
или мачехи вместо матери).
Функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
1. централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
2. автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
3. демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать,
- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Кроме того, в современных условиях семью характеризует:
1 По количеству и характеру семейных пар, проживающих вместе и ведут общее хозяйство, воспитывают детей:
• расширенная (сложная) семья - состоит из семейных пар и взрослых детей, которые проживают вместе;
• нуклеарная (простая) - состоит из одной семейной пары, возможно, с детьми
2 По наличию родителей:
• полная семья (есть оба члена семейной пары);
• неполная (один из родителей воспитывает детей);
3 По количеству детей:
• бездетные;
• однодетные;
• малодетные (два ребенка);
• многодетные (трое и более детей).
4 По продолжительности в возраста:
• в возрасте:
• семья молодежная (только образовалась, оформилась);
• молодая семья (семья, встретилась с первыми неожиданными для них препятствиями)
• семья, которая ждет ребенка (заметно меняются отношения супругов:
жена не остается без внимания, появляется удивительная заботливость друг о друге);
• семья среднего супружеского возраста (от 3-х до 10-и лет супружеской жизни) критический, самый ответственный период в жизни семьи: появляется скука, однообразие стереотипов во взаимоотношениях с супругами.
• семья старшего супружеского возраста (10 - 20 лет супружеской жизни);
• пожилая супружеская семья - семья, которая прожила не один десяток лет совместно. Эта семья возникает после вступления в брак их детей, появления внуков.
5 По качеству взаимоотношений и атмосферы в семье:
• благополучная;
• стабильная;
• нестабильная;
• дезорганизованная.
6 По характеру распределения домашних обязанностей:
• традиционная (обязанности в основном выполняет женщина);
• коллективистская (обязанности выполняют одновременно или поочередно)
7 По типу поселения:
• городская;
• сельская.
В научно-педагогической литературе типы семей выделяют также по составу, по типу воспитательных ошибок, по специфике десоциализирующего воздействия и другие.
Также предлагаю ознакомиться со статьёй про семью, находящейся в социально опасном положении, по адресу: https://znaniya.org/c/sem-ia-nakhodiashchaiasia-v-sotsial-no-opasnom-polozhenii-legal-naia-definitsiia-980bda
Семья́, находя́щаяся в социа́льно опа́сном положе́нии, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних:
не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию;
отрицательно влияют на их поведение;
жестоко обращаются с ними [абзац 7 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон № 120-ФЗ)].К детям, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, не достигшие возраста 18 лет (несовершеннолетние), совершающие правонарушения или антиобщественные действия либо вследствие безнадзорности или беспризорности находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья и не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию (абзацы 2, 5 ст. 1 Закона № 120-ФЗ).Основания признания несовершеннолетних и/или семей находящимися в социально опасном положении предусмотрены в письме Минобрнауки России от 1 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций».С несовершеннолетними, родителями или законными представителями, признанными находящимися в социально опасном положении, проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа. Эту работу проводят органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.Координируют данную деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 1 ст. 11 Закона № 120-ФЗ).