Найти в Дзене
Обзор статей и сайтов

Семья как социальный институт

Источник: https://fppd.msu.by/info/faculty/children/kaf_ped/rod_univer/toppr/sem_kak_soc_institut.pdf В современном обществе функционирует множество социальных институтов. В обществе любого типа есть такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь каждого человека. Таким самым распространенным видом социальной организации является брак и семья. Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, позволяющие решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Семья и брак – самые ранние по времени своего возникновения социальные институты общества. Они направляли образ жизни и мышления людей. Семья как социальный институт отражает обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семья как социальный институт имеет: — основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей; — группы и организации—все родственники, группы, объединенные родственными с

Источник: https://fppd.msu.by/info/faculty/children/kaf_ped/rod_univer/toppr/sem_kak_soc_institut.pdf

Типы семей по информации https://fppd.msu.by/info/faculty/children/kaf_ped/rod_univer/toppr/sem_kak_soc_institut.pdf
Типы семей по информации https://fppd.msu.by/info/faculty/children/kaf_ped/rod_univer/toppr/sem_kak_soc_institut.pdf

В современном обществе функционирует множество социальных институтов. В обществе любого типа есть такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь каждого человека. Таким самым распространенным видом социальной организации является брак и семья.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, позволяющие решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.

Семья и брак – самые ранние по времени своего возникновения социальные институты общества. Они направляли образ жизни и мышления людей.

Семья как социальный институт отражает обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми.

Семья как социальный институт имеет:

— основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей;

— группы и организации—все родственники, группы, объединенные родственными связями;

— ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви,

общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и

защищенность;

— роли — жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.;

— нормы — супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.

Признаки семьи как социального института:

1.Установки и образцы поведения — привязанность, уважение, ответственность.

2. Культурные символы — брачный ритуал, обручальные кольца.

3. Утилитарные культурные черты — дом, квартира (комната), мебель.

4. Устные и письменные кодексы поведения — Конституция РБ, Семейный кодекс РБ.

5. Идеология — любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл (или жизненный цикл семьи). Главными, для семьи как для социального института, являются следующие:

—вступление в брак (образование семьи);

—начало деторождения (рождение первого ребенка);

—окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

—«пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего

ребенка);

—прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи:

- демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

- социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

- социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

- технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Структура семьи – это способ обеспечения единства и функционирования семьи как социального института, ее состав, а также совокупность взаимоотношений ее членов.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

- «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз:

супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

А.Е. Личко разработал следующую классификацию семей:

Структурный состав:

1. полная семья (есть мать и отец);

2. неполная семья (есть только мать или отец);

3. искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца

или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

- гармоничная семья;

- дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

1. централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

2. автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

3. демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать,

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Кроме того, в современных условиях семью характеризует:

1 По количеству и характеру семейных пар, проживающих вместе и ведут общее хозяйство, воспитывают детей:

• расширенная (сложная) семья - состоит из семейных пар и взрослых детей, которые проживают вместе;

• нуклеарная (простая) - состоит из одной семейной пары, возможно, с детьми

2 По наличию родителей:

• полная семья (есть оба члена семейной пары);

• неполная (один из родителей воспитывает детей);

3 По количеству детей:

• бездетные;

• однодетные;

• малодетные (два ребенка);

• многодетные (трое и более детей).

4 По продолжительности в возраста:

• в возрасте:

• семья молодежная (только образовалась, оформилась);

• молодая семья (семья, встретилась с первыми неожиданными для них препятствиями)

• семья, которая ждет ребенка (заметно меняются отношения супругов:

жена не остается без внимания, появляется удивительная заботливость друг о друге);

• семья среднего супружеского возраста (от 3-х до 10-и лет супружеской жизни) критический, самый ответственный период в жизни семьи: появляется скука, однообразие стереотипов во взаимоотношениях с супругами.

• семья старшего супружеского возраста (10 - 20 лет супружеской жизни);

• пожилая супружеская семья - семья, которая прожила не один десяток лет совместно. Эта семья возникает после вступления в брак их детей, появления внуков.

5 По качеству взаимоотношений и атмосферы в семье:

• благополучная;

• стабильная;

• нестабильная;

• дезорганизованная.

6 По характеру распределения домашних обязанностей:

• традиционная (обязанности в основном выполняет женщина);

• коллективистская (обязанности выполняют одновременно или поочередно)

7 По типу поселения:

• городская;

• сельская.

В научно-педагогической литературе типы семей выделяют также по составу, по типу воспитательных ошибок, по специфике десоциализирующего воздействия и другие.

Также предлагаю ознакомиться со статьёй про семью, находящейся в социально опасном положении, по адресу: https://znaniya.org/c/sem-ia-nakhodiashchaiasia-v-sotsial-no-opasnom-polozhenii-legal-naia-definitsiia-980bda

Семья́, находя́щаяся в социа́льно опа́сном положе́нии, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних:
не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и/или содержанию;
отрицательно влияют на их поведение;
жестоко обращаются с ними [абзац 7 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон № 120-ФЗ)].К детям, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, не достигшие возраста 18 лет (несовершеннолетние), совершающие
правонарушения или антиобщественные действия либо вследствие безнадзорности или беспризорности находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья и не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию (абзацы 2, 5 ст. 1 Закона № 120-ФЗ).Основания признания несовершеннолетних и/или семей находящимися в социально опасном положении предусмотрены в письме Минобрнауки России от 1 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций».С несовершеннолетними, родителями или законными представителями, признанными находящимися в социально опасном положении, проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа. Эту работу проводят органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.Координируют данную деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 1 ст. 11 Закона № 120-ФЗ).