Довелось мне давеча беседовать с одним знакомым, который искренне так недоумевал, с чего это вдруг я на свою Родину так взъелась, за что её критикую, да недовольство высказываю то тем, то другим. Пришлось, конечно, сначала объяснить ему, что Родину свою я очень люблю и претензий к ней не имею, ибо их в принципе быть не может, а вот к государству и власти вопросы поднакопились. Понимаю, что копились они очень долго, просто времени подумать обо всём этом так основательно не было. А теперь есть! И не знаю, рада я этому или нет, потому что тот поток информации, который я сама на себя обрушила в поиске ответов на свои вопросы, переварить очень сложно и физически и морально. Пожалуй, морально даже гораздо сложнее. Но, не сделать этого сейчас невозможно, так как дальше, скорее всего, будет ещё хуже. Текста получилось много, да и вопросов накопилось не мало!
Начну с главного - успешного развития нашего государства, о котором в последние годы так много и так громко кричат российские власть имущие, нежелающие признавать неэффективность своего управления и от того вынужденные систематически врать своим гражданам и вводить их в заблуждение. Вспоминаются слова словенского писателя Жарко Петана: «Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают ее продать». Хорошо сказано!
Конечно же, политиками, экономистами, социологами и иными умными дядями и тётями давно уже определены критерии, по которым можно судить об успешности развития государства и которые отражают базовые потребности нашего общества, включая устойчивое долгосрочное развитие, качество жизни российских граждан и их безопасность.
Начну с политики, ибо именно посредством политики оказывается эффективное воздействие на все стороны жизни общества и государства.
Вы же в курсе, что политическая система современной России определяется Конституцией РФ? В соответствии с ней Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Отлично! Начнём по порядку.
В 2012 году В.В. Путин, будучи тогда кандидатом в президенты, в своей предвыборной речи лихо так заявил: "Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия — это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества».
С тех пор прошло 10 лет. Путин всё это время успешно пребывает в президентском кресле. А что же с демократией в управляемом им государстве? Является ли современная Россия демократической?
На первый взгляд, как будто это так. Об этом говорят такие признаки, как наличие выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и ряда руководящих должностных лиц; проходят регулярные выборы, имеются оппозиционные политические партии и независимые СМИ. Но стоит приглядеться поближе и замечаешь, что эти формальные признаки являются лишь фасадом российской демократии, "потемкинскими деревнями", за которыми скрывается успешно возводимое нашими властями здание автократии. С чего я это взяла? Поясняю.
Демократическая избирательная система – самый яркий показатель демократического государства. К сожалению, витающая в обществе атмосфера, мягко говоря, недоверия к проведению в России выборов, причём на всех уровнях, говорит сама за себя.
Для меня лично демократичность избирательного права и легитимность проходящих в нашей стране выборных процедур пали смертью храбрых ещё в 2012 году, когда вместе с законом о порядке проведения прямых выборов губернаторов, был введён в действие муниципальный фильтр (сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку кандидатов на должности глав регионов). Обращение к такому способу ведения избирательного процесса, который препятствует в условиях преобладания на местном уровне представителей правящей политической партии допуску к выборам лиц, представляющих иные политические партии, вызвало широкую дискуссию в обществе относительно её демократичности.
Многие политические и общественные деятели, политологи и просто образованные неравнодушные граждане требовали отмены данной правовой нормы, ссылаясь на её недемократичность. К сожалению их инициатива не нашла поддержки ни у президента, ни в Конституционном Суде. Да, и среди обычных россиян данный факт никакого резонанса не вызвал. Немудрено, ведь, скажем прямо, большинство из них на тот момент обладали очень низким уровнем правовой культуры и политического сознания и на такие вещи просто не обращали никакого внимания. Ну, собирает кто-то где-то какие-то подписи! И что? Что тут страшного? Да, в принципе ничего, просто именно введение муниципального фильтра позволило совершенно законным способом осуществлять политическую фильтрацию соперников, по тем или иным причинам неугодных правящей партии и действующей власти, превратив выборы в хорошо срежиссированный спектакль. Власть окончательно дезавуировала таким образом выборы губернаторов, а замена региональных управленцев превратилась из демократической процедуры в бюрократическую. Если кто-то не понял о чём это я вообще, то Интернет Вам в помощь! А мне понятно одно, демократические выборы в этой стране канули в Лету!
А что же с наличием оппозиции в нашем демократическом государстве? Известно, что демократическая система характеризуется, прежде всего, наличием политической конкуренции. Может хоть здесь повезёт найти какие-то намёки на демократию?
Давайте посмотрим на состав нашей Государственной Думы, где в качестве оппозиционных партий представлены давно, я бы сказала, слишком давно, знакомые нам «КПРФ», «ЛДПР», "Справедливая Россия" и новоиспечённая партия «Новые люди» (о ней пока речь не пойдёт).
Так вот, проследив историю существования вышеперечисленных оппозиционных партий в нашей политической системе и проанализировав их многолетнюю политическую деятельность, можно смело говорить о том, что они всерьез никогда не претендовали на то, чтобы сменить действующую власть.
Мало того, всем давно понятно, что на протяжении многих лет они успешно сотрудничают с правительством на условиях последнего, пожалуй, кроме «КПРФ», одурманенной своей идеей построения в России обновленного социализма. К сожалению, все оппозиционные высказывания этих типа оппозиционных партий на протяжении многих лет являются лишь отличным контентом для политических телевизионных ток-шоу типа «Вечер с Соловьёвым» и «60 минут». Смотрели? Правда, весело?
Конечно, регулярно мы слышим от них критику действий Президента и правительства. Да, они не упускают шанс прилюдно указать на их ошибки. Но главная инструментальная цель любой партии – стремление стать партией власти. И вот здесь начинается самое интересное - за 24 года существования российского государства ни разу не произошло победы оппозиционных политических сил на федеральных выборах. Не странно ли, правда?
Можно, конечно, оправдать этот факт неграмотным проведением предвыборных кампаний, хотя для партий с таким стажем и опытом работы это мало вероятно. Можно сослаться на волеизъявление электората, и с этим не поспоришь. А можно сей факт посчитать наилучшим подтверждением недемократической природы российского режима, ярким примером того, как правящая партия успешно решила вопрос выдавливания оппозиции из политического пространства страны, осуществив столь желаемую централизацию власти.
А ведь были времена, когда Владимир Владимирович так складно рассказывал нам о том, что «политическая конкуренция — это нерв демократии, ее движущая сила», обещая «обновить механизмы нашей демократии».
Обновил…
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН отмечает: «В стране должна быть политическая конкуренция и мощная реальная оппозиция. Должна исчезнуть монополия на высказывание мнений, должны представляться разные точки зрения. И надо заботиться о сменяемости власти. Власть нельзя увековечивать. Несменяемость власти вредит развитию страны. Но, чтобы что-то поменялось, надо перестать быть подданными, стать гражданами и всерьёз заняться политикой. Как говорится, если ты не занимаешься политикой, она займется тобой сама. А иначе все попытки преобразовать Россию в демократическое развитое государство, обеспечивающее высокий уровень жизни граждан, соблюдение их неотъемлемых прав и свобод, будут заблокированы номенклатурой, чекистами и олигархами».
Что-то мне подсказывает, что это уже произошло!!!
Огорчает одно, что наши граждане, пребывающие под воздействием сладких речей наших властителей, опять же не видят в этом ничего плохого. Не хочу никого обижать, но, по-моему, только политически бессознательная личность может одобрять правление одного человека на протяжении практически 22 лет!
Кстати, процесс формирования политического сознания россиян очень интересно описал политолог Игорь Денисов в своей статье «Политическое сознание современного российского общества. Почитайте! Очень познавательно! http://www.politnauka.org/library/teoria/denisov.php
О чём ещё хотелось бы сказать, характеризуя российскую демократию? О свободе слова, пожалуй, как о возможности выражать своё мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.
"Конституционное право граждан на свободу слова незыблемо и неприкосновенно», - заявляет наш Президент.
Только вот полицейским с дубинками, разгоняющим российских граждан на митингах, это видимо невдомёк.
А ещё о свободе слова в нашем государстве можно судить по количеству заведённых в последние месяцы административных и уголовных дел по статье 280.3 УК РФ. По настроениям, витающим в российском обществе, вызванным боязнью людей выражать своё мнение по поводу действий властей и связанными с этим опасениями за свою жизнь и здоровье.
Кстати, а как Вам эта история с независимыми СМИ? Похоже, демократический принцип свободы массовой информации в этой стране тоже не действует. Большинство самых популярных российских независимых СМИ сегодня находятся в Реестре иностранных агентов и подвергаются различным репрессиям со стороны властей. Мне кажется странным, что более ста СМИ вдруг вот так разом из прогрессивных информационных источников превратились в "шпионов". Кто-то «очень заботливый» таким способом "позаботился" о праве российского гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Как говорится, не жили в демократическом государстве, нечего и начинать!
Кто-то может возразить мне: «Ну, политика – дело сложное, грязное. Пусть ею политики занимаются! Что нам с того есть у нас демократия или нет? Главное, чтоб крыша над головой была, пельмешки в холодильнике и по телику футбол показывали».
Тогда самое время поговорить про «развивающуюся» экономику нашего «успешного» государства.
Трудно представить процесс устойчивого долгосрочного развития государства без экономической составляющей. В современных реалиях каждое государство стремится создать мощную экономическую базу, которая необходима в первую очередь для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны. А как дела обстоят в нашем «успешно» развивающемся государстве?
Экономика - самый сложный вопрос, в котором мне пришлось разбираться! Но, дай Бог здоровья тем, кто придумал Интернет, благодаря которому сегодня можно найти практически любую информацию, было бы желание и умение её анализировать.
Итак! Среди экономистов сегодня гуляет шутка, что «российская экономика находится в болоте, поэтому не может упасть с обрыва». Не смешно! Хотя цифры говорят сами за себя. Вы же в курсе, что одним из наиболее ярких показателей роста экономики является рост ВВП? Так вот, в первое десятилетие XXI века Россия вошла с колоссальными темпами его роста: 10% — в 2000 году, по 5-8% — в последующие, а второе десятилетие закончилось со скромными среднегодовыми 1,8%! Грустно как-то. И это показатель 2019 года до начала коронавирусной пандемии, которая подлила маслица в этот костерок.
А ещё эффективность развития экономики государства определяют по доле заработной платы его граждан в структуре ВВП, которая в России составляет 25%, несмотря на рекомендованные Международной организацией труда не менее 50-55%. Со слов академика А. Аганбегяна, именно в России самая низкая доля зарплаты в ВВП. Не удивительно, что численность бедного населения, людей с доходами ниже прожиточного минимума по официальным данным составляет 29 млн. человек, притом что большинство из них имеют работу, что беспрецедентно для развитых стран. Вдумайтесь, 20 % населения нашей великой и могучей державы просто бедные!!! Данные цифры я взяла из экспертного доклада НИУ «ВШЭ». Кстати, очень интересное чтиво! Рекомендую!
Это я ещё не углублялась в причины низкого уровня производительности труда, который в 2–3 раза уступает в данном отношении экономикам большинства индустриально развитых стран, в причины существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства, меры поддержи которого в нашей стране почему-то в разы меньше, чем в большинстве государств с развитыми экономиками. Стоило бы рассказать подробнее про зависимость нашей промышленности от зарубежных технологий в виду отсутствия своих, про тормозящие всё и вся институциональные барьеры, главными их которых, конечно же, являются возросшая до небес бюрократия и коррупция, благодаря которой наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню развития взяточничества (ну, хоть в чём-то преуспеваем!). И так далее, и тому подобное.
Как вам такой экономический рост, о котором нам рассказывает наша власть последние 20 лет? О какой макроэкономической стабильности и о каком национальном развитии может идти речь с такой экономикой? И не стоит утешать себя мыслью о том, что «в 90-е было ещё хуже». А при Иване Грозном вообще на кол сажали. И что? Как это связано с развитием нашей экономики в современных условиях?
И знаете, удручает то, что в последние годы экономисты в один голос буквально кричат: «Без проведения глубоких реформ темпы роста экономики России будут намного меньше, чем у развивающихся стран. Наша страна так и будет плестись далеко в конце, отставая от многих экономик мира!»
В своём докладе в 2015 году Греф, председатель правления «Сбербанка», открыто заявил об острой необходимости проведения реформы государственного управления, как о главном условии для «выхода из негативного тренда» нашей экономики. Государственное управление к тому моменту стало крайне неэффективно и избыточно. Административные реформы, которые производились раньше, привели только к увеличению государственного аппарата, а должно быть наоборот. В нормальной политической системе обычно достаточно парламента, который придумывает законы, правительства, которое их выполняет, и президента, выступающего в качестве гаранта. А у нас и Президент, и Федеральное собрание, и Правительство, и Общественная палата, и Общероссийский народный фронт, и Агентство стратегических инициатив, да ещё и система «Открытое правительство» вдруг нарисовалась. В общем, машина все усложняется, а колесики крутятся все медленнее.
Но похоже, что реформы-то особо никому не нужны, тем более те, что касаются государственного управления. Да, и электорат не настаивает, ничего не понимая в экономических проблемах своей страны и перспективах её экономического роста. К чему тогда лишние волнения, когда очередной срок президенства не за горами? Лучше очередной майский указ для отвода глаз настрочить про модернизацию экономики, благополучие граждан и технологическое развитие. Ах, да! Про создание «перспективных систем вооружения» не забудьте, пожалуйста.
И не желает никто слушать экономистов о том, что невозможно одновременно одинаково хорошо укреплять оборону страны, развивать города и повышать уровень жизни её граждан, да ещё в такой короткий срок. Бюджет-то не резиновый! Но раз указ дан, и на слово «хорошо» в принципе никто внимания не обратил, значит, будет сделано! Президента нельзя растаивать! Вот отсюда все показные отчёты с завышенными циферками и галочками в «нужных» местах, доклады о том, что у нас самолёты летают, пушки стреляют, а в огороде-то всё так и прёт, так и прёт! А с экрана телевизора какой-то очередной сказочник рассказывает россиянам о том, что национальная экономика выходит на траекторию роста. И все вроде счастливы и довольны… До очередного экспертного доклада кучки неугомонных экономистов о том, что никакого экономического роста в родной России-матушке по-прежнему не наблюдается, а совсем даже наоборот. Но кто б их послушал? А главное – услышал?
Может пора всё-таки признать, что наша политическая власть просто неспособна своевременно и эффективно реагировать на экономические требования и обеспечивать необходимые условия для нормального развития экономики нашего государства?
Ну, да ладно, экономику (извините за слово) просрали! Может хоть в социальной сфере не так всё плохо? Хотя о чём я говорю, ведь состояние социальной сферы в первую очередь зависит от экономики государства! И всё же…
Вы слышали что-нибудь про Индекс социального прогресса? Это комплексный индикатор социального развития стран мира, который измеряет их достижения с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса и который включает более 50 показателей, объединённых в три ключевые группы:
- Основные потребности индивида (питание, медицинская помощь, обеспеченность жильем, доступ к воде и электричеству, личная безопасность);
- Основы благополучия индивида (доступ к начальному образованию, уровень грамотности, уровень медицинской помощи);
- Возможности развития личности (уровень гражданских и личных свобод, возможность граждан реализовать свой потенциал и пр.).
С сожалением приходится констатировать тот факт, что Россия в рейтинге стран мира занимает лишь 67 место, уступив места даже бывшим странам Советского Союза: Беларуси (65), Литве (35), Латвии (34), Грузии (53) и Армении (59).
Как отмечают специалисты, проблемы в социальной сфере Российской Федерации сегодня значительны: серьезное отставание от развитых стран мира по показателям уровня жизни населения; высокий уровень дифференциации социально-экономического развития регионов; большой разрыв в доходах населения; высокий процент населения, живущего ниже прожиточного минимума; падение уровня занятости населения в последние годы; недостаточное развитие социальной инфраструктуры и пр.
Ежегодно на протяжении всего своего правления Президент и главы обеих палат Федерального Собрания обращаются с совместным социальным посланием к народу России, заявляя о наиболее важных социальных проблемах, в очередной раз ставя задачи и определяя приоритеты по их решению. Из года в год в этих посланиях они подчёркивают важность решения многих социальных проблем, обещая ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса. Два последних десятилетия представители власти говорят о незыблемости социальных программ государства: борьбе с безработицей, повышении пенсий, подъёме жизненного уровня населения.
Говорят, говорят, а воз и ныне там! Почему? Попробуем разобраться.
Вернёмся в 2005 год, когда Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение о реализации долгосрочных общероссийских мероприятий под названием «национальные проекты», затрагивающих важнейшие направления социальной политики – здравоохранение, образование, жилищную сферу и сельское хозяйство. Надо отметить, что к этому времени в России сложился комплекс благоприятных условий для создания фундамента дальнейшего развития страны, в том числе благоприятная экономическая ситуация и высокие темпы роста федерального бюджета. Ответственными за реализацию национальных проектов были назначены профильные министерства, важнейшим требованием к их реализации являлось достижение поставленных результатов в четко установленные сроки, в пределах заявленных ресурсов. Все мероприятия были проведены, деньги потрачены, но к 2010 году стало понятно, что в полном объёме показатели достигнуты не были. Что-то пошло не так!
И здесь мнения аналитиков разделились. Одни видели причину неуспеха в формальном подходе к разработке проектов и в непонимании самими разработчиками реальных индикаторов, по которым можно бы было судить об эффективности мероприятий проектов. Высказывалось много мнений об отсутствии у руководителей, которым была поручена реализация проектов, элементарных компетенций проектного управления. Другие считали, что помешал нагрянувший вдруг в 2009 году очередной экономический кризис. Кто-то причиной называл свойственную нашей системе коррупцию. Например, в ходе реализации проекта «Здравоохранение» были выявлены случаи закупок оборудования по завышенным ценам, а его качество часто не соответствовало заявленным характеристикам в технической документации. Некоторые назвали проекты инструментом пиар-кампании в целях успешного прохождения президентских выборов 2008 года. Но скорее всего совокупность этих факторов стала причиной их «провала». Во всяком случае, тема приоритетных нацпроектов 2005-2010 все реже упоминается в прессе или в речах высшего руководства.
И, тем не менее, спустя 8 лет В.В. Путин, видимо, не утратив надежды на успех проектного управления, поддерживает идею Правительства РФ о разработке очередной серии «приоритетных национальных проектов», направленных на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития нашего государства. Срок их окончания – 2024 год. Каков будет результат, посмотрим. Но уже сегодня понятно, что заявленные стратегические цели на промежуточных этапах достигнуты не в полном объеме. В связи с этим периодически корректируются дорожные карты, снижая плановые показатели и продлевая сроки реализации.
И вновь специалисты в качестве первопричин возникновения проблем реализации национальных проектов называют неподготовленность управленческих кадров.
Такую мысль высказывает коллектив авторов научной статьи "Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов", кандидатов экономических наук, доцентов ФГБОУ ВО "Государственный университет управления":
"Можно сказать, что все проблемы реализации национальных проектов тесно связаны с неподготовленностью управленческих кадров всех уровней к работе над проектами, имеющих огромное социальное значение в условиях ограниченного бюджета и времени, отсутствием культуры проектного управления".
Так же специалисты в качестве ещё одной очень важной причины повторяющегося неуспеха нацпроектов называют их "правительственноть":
"На практике все эти проекты трудно назвать «национальными», они скорей «правительственные». Правительство предлагает проект, само руководит им, участвует в распределении финансовых средств, без учета общественного мнения и контроля. При этом проекты часто разрабатываются людьми, не имеющими опыта использования методик и методов проектного управления, а также без привлечения специалистов-практиков в данной области. Отраслевые министерства и ведомства осуществляют разработку планов программ и реализуемых работ не под проблему, а под возможности, задачи и цели самих исполнителей, при этом сохраняется отраслевой принцип, от которого необходимо уходить".
Экономисты по-прежнему критикуют слабую проработанность критериев и индикаторов результативности выполнения нацпроектов, что затрудняет оценку эффективности выделенных средств, вследствие чего, часто цели национальных проектов остаются недостигнутыми или достигаются не в полном объеме.
Кстати об этой проблеме начали говорить ещё с 2002 года, когда Путин в своём письме огласил программу развития науки и технологий в России до 2010 года, а потом и до 2020. Данная программа, в том числе и её преемник национальный проект "Наука", реализуемый в настоящее время, до сих пор очень жёстко критикуются и самими учёными и экономистами. Они считают, что к основным проблемам, прежде всего, следует отнести нерешенные в течение последнего десятилетия задачи научно-технического и технологического развития. Именно нерешенность этих задач не позволяет двигаться дальше.
Иными словами, чтобы надеть на себя новое платье, его надо сначала либо сшить, либо купить! Всё просто!
Наверное, сейчас кто-то возразит: "Ну, а как же существующие достижения российской науки, например, создание нашими учёными Курчатовского института термоядерной установки Токамак Т-15 МД, аналогов которой в мире нет? Или разработка российскими исследователями технологии получения совершенных материалов - металлических пленок с шероховатостью поверхности в миллион раз меньше диаметра волоса, которые применяются в производстве квантовых компьютеров? А про технологию производства турбореактивных двигателей слышала? Ею владеют всего 4 станы, одна из которых Россия".
Конечно, слышала! И не только об этом, но и о многих других успешных проектах наших учёных. И, поверьте мне, очень горжусь ими, но и сокрушаюсь одновременно!
К сожалению, наука в России далека от того уровня, который имела при СССР – какие-то исследовательские учреждения закрылись, какие-то, наоборот, прошли серьезную модернизацию, а крупные компании открывают собственные исследовательские подразделения. При этом проблемы с финансированием, бюрократией и полнейшей неэффективностью никуда не деваются.
Сами ученые говорят о том, что в последние годы ситуация меняется, но очень медленно. Например, несколько опрошенных исследователей так описали положении дел в их отраслях:
биофизика – есть интересные проекты, а в некоторых сферах (трансплантология, медицинская техника и т.д.) Россия имеет сильную практику и конкурирует на мировых рынках. Минус – почти все расходные материалы и аппаратура закупаются за рубежом за валюту, и с очередным падением рубля становится совсем сложно это делать;
астрономия – очень серьезное отставание по части техники. После окончания холодной войны в оборудование никто особо не вкладывается – последним достижением стал 2,5-метровый телескоп для МГУ, у которого есть сотни аналогов по всему миру. В итоге российские астрономы обрабатывают то, что получают со своих телескопов, например, американцы;
биология – проблемы обычные, бюрократия и недостаток финансирования. Есть и хорошее – финансирование от Российского научного фонда и Сколково, есть современные исследования в сфере биоинформатики. Но, например, в фармацевтике Россия продолжает отставать;
биоинформатика – теоретические исследования еще идут, но на практические нужны реактивы и оборудование, которые закупаются за рубежом на валюту. Как итог – финансирования не хватает, ученые увольняются и разъезжаются, а деньги часто идут на совсем посторонние проекты.
То, насколько эффективно государство управляет наукой, определяют по нескольким показателям, и почти по всем Россия отстает от мировых лидеров: наше государство тратит на науку гораздо меньше других стран, в ней занято недостаточное количество людей, а большая часть финансирования идет от государства, что очень «токсично» и не способствует её развитию.
И тем удивительнее тот факт, что даже в таких сложных условиях российская наука работает и даже добивается чего-то, что признают на мировом уровне.
А специалисты продолжают широко размахивать руками, пытаясь привлечь внимание к истинным проблемам российской науки.
О.Г. Голиченко, г.н.с. ЦЭМИ РАН, д.э.н., профессор МФТИ, профессор ВЩЭ, профессор РОСНОУ:
"Представленные правительством РФ проекты и программы не дают основ для проведения современной научно-технической и технологической политики. Они, прежде всего, не сопряжены с предыдущими документами, не учитывают, существующие реалии, в них не находят отражения задачи сформулированные ранее, и, к сожалению, так и нерешенные. Но даже для приведенных проблем не даны ни механизмы, ни способы их решения. Амбициозность их цели не подкреплена соответствующими действиями. Текст носит декларативный характер, его содержание не основывается на известных положениях теории национальных инновационных систем. Предусматривается превалирующая роль государства, а не создание условий для формирования «естественных» стимулов и условий к научной, технологической деятельности и диффузии инноваций. В итоге содержание данных программ и проектов не оставляет надежд, что, реализуя их, объявленная цель - "выход Российской Федерации на мировой уровень исследований и разработок … и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада" - будет достигнута".
А в ответ вновь тишина!
Прошло 20 лет, но решение самых острых социальных проблем всё переносится и переносится в новые программы, проекты и планы, которые вновь и вновь реализуются, итоги подводятся, а выводы, судя по всему, не делаются.
В новостях по Первому каналу вновь отчитываются о том, что поставленные задачи выполнили, показатели достигли, и неважно, что лишь на бумаге, кто проверять-то будет? «Наверху» же всех всё устроило! И ладно!
А то, что кто-то там внизу переживает и высказывает опасения относительно реального положения дел, кого ж это волнует? Не хотят наши власти слышать о том, что необходимо коренным образом изменить подходы к формированию государственной социальной политики, обратив в первую очередь внимание на укрепление экономической основы жизнедеятельности населения и повышение научной обоснованности применяемых мер.
Ну, не способны наши руководители признать, что такой подход к управлению больше похож на процесс вычерпывания воды из дырявой лодки, идущей ко дну посреди океана. Вместо того, чтобы основательно законопатить лодку, устранив течь, мы все дружно на протяжении многих лет пытаемся избавиться от воды.
А в списке главных самых острых социальных проблем всё та же бедность населения России. Рост доходов россиян, о котором нам систематично рассказывают с экранов телевизоров, “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. В качестве основной проблемы бедности россиян эксперты называют консервацию за последние десять лет главных “обедняющих” параметров экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, который установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, зарплаты бюджетников, пенсии, которые в России просто нищенские - 25% средней зарплаты (в отличие от европейских 44%).
Слышала такое высказывание, что у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. И в этом случае не спасает даже поддержка в виде материнского капитала и единовременных выплат. Сухие цифры статистики не обманешь - по-прежнему в большинстве случаев появление в молодой семье двух – трёх детей погружает её в состояние бедности.
Да, это и понятно, что игнорирует наша власть такие факты. Ведь реальная социальная забота государства о своих гражданах требует огромных финансовых вложений, а где ж их взять одной из богатейших стран мира? Проще бросить миллион-другой на реализацию очередного национального проекта, собрать отчёты об успешной его реализации и спать спокойно. А то, что вопросы в сфере здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ по-прежнему остаются самыми больными для россиян - кого это волнует?
И если кто-то ещё не решается назвать причину ставшего уже стабильным низкого уровня жизни населения самой богатой минеральными ресурсами страны, то я скажу - неэффективное управление этой страной.
Хочется спросить: "Что же помешало нашей власти за столько лет создать дееспособное государство, способное обеспечить устойчивое развитие его обществу?"
20 лет назад у России были все шансы стать действительно великой и могучей державой, поистине успешным государством, способным обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Могло быть всё – и устойчивое долгосрочное развитие страны, и высокое качество жизни российских граждан, и их безопасность и личная свобода, и глобальное лидерство на мировой политической арене. Могло быть…
Грустно осознавать, что Россия сегодня стоит на краю пропасти! В этом утверждении нет никакого преувеличения, – никогда еще за всю свою многовековую историю Россия не была в таком трудном, критическом положении. Сегодня мы можем стать свидетелями ответа на гамлетовский вопрос: быть или не быть? Сохранится Россия, найдется ей место в так называемом "мировом сообществе", или Россия останется в прошлом, как предмет для изучения историков?