Найти тему

#Севастополь

#Севастополь

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт — субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.

Этот плавучий док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев, вспомогательных судов и даже пары крейсеров, перенёс множество воздушных атак противника, а также — уникальный случай! — в ходе одной из таких атак, из пулемётов, установленных на доке, был сбит вражеский самолёт-бомбардировщик. С окончанием войны док был перемещён в Севастополь (по пути умудрившись попасть в шторм и получив серьёзные повреждения, потребовавшие не менее серьёзного ремонта) и размещён у 69 причала в Южной бухте, где находится по сей день. Заброшенным его назвать сложно, как впрочем и активно действующим...

За всё время существования этого дока в нём были отремонтированы около 3000 кораблей и вспомогательных судов. Однако, с 1992 года внутри него находится подводная лодка "Святой Георгий", служившая флоту лишь 10 лет, а затем более чем на 25 лет помещённая на ремонт. Который, вероятнее всего, никогда ничем не закончится, а жизнь лодки завершится на судоразделке в Инкермане...

Изначальное имя субмарины было "Горьковский комсомолец", новое же присвоили ей в 2007 году, уже после длительного пребывания в доке, — вероятно, понадеявшись на чудо святости. За эти долгие годы на лодку выделялись бешеные средства, а в 2000 году на уровне правительства зашла речь уже не о восстановительном ремонте, а о полноценной (и ещё более дорогостоящей) модернизации. Прогресс которой, впрочем, вы можете оценить, посмотрев снимки в обзоре.

К слову, это последний выпущенный экземпляр проекта 641Б "Сом", и в настоящее время лодка находится в статусе "объявлен тендер на утилизацию". Все лодки этого проекта окончательно и бесповоротно выведены из состава флота. Для тех, кому интересно посмотреть на аналогичную подлодку в лучшем сохране — в музее ВМФ в московском Тушино, в техническом музее в Тольятти и даже у пристани в Гамбурге (там музейность ей наименее всего навредила, почти всё цело и доступно) находятся подлодки именно этого проекта.

Очутившись в Крыму, под покровом темноты можно пробраться на док, отыскать лесенки и мостики и поторопиться оказаться внутри подлодки. Сразу же станет понятно — степень выпиленности достаточно высокая, и ощущения, что залез в музей, не получится.

(с) Лана Сатор