Найти тему
Uralweb.ru

Социологи назвали самую пострадавшую от кризиса категорию россиян

Больнее всего экономические кризисы, включая текущий, бьют не по бедному населению, а по среднему классу, пишет со ссылкой на данные социологов РБК.

В любой кризис самые рациональные стратегии поведения демонстрируют бедное население и пожилые люди, рассказали РБК эксперты «М-Холдинга». По оценке основателя «М-Холдинга», президента «Ромира» Андрея Милехина, в целом к каждому кризису общество адаптируется примерно за два месяца.

Любой кризис три основных класса — бедные, средний класс и богатые — переживают примерно одинаково, отметил Милехин. При этом беднейшее население отнюдь не самое уязвимое, утверждает он.

Причина, почему беднейшее население не впадает в панику, заключается в том, что в России есть традиционный «предохранитель» — сохранение трудовых навыков производства продуктов питания, ведение личного подсобного хозяйства, посадка огорода.

«Половина населения живет в малых городах и сельской местности, треть населения страны сама воспроизводит до половины продовольственной корзины. За счет этого бедное население менее уязвимо в кризисы», — пояснил Милехин. Кроме того, социальные выплаты поддерживают доходы нуждающихся граждан.

По словам исследователя, обычно есть товары-индикаторы, массовая скупка которых беднейшим населением является тревожным признаком, указывающим на потребительскую панику. Это дешевые макароны и стиральный порошок (когда-то это были хлеб и мыло), то есть два основных товара, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

«Но в последние кризисы государству и бизнесу удается удержать общество от полной потребительской паники, которая идет от бедных слоев населения. Последний раз мы фиксировали ажиотажный спрос на товары-индикаторы в 2008 году», — уточнил он.

Наиболее пострадавший — средний класс, подчеркнул президент «Ромира». Его представители, имея высокие зарплаты и привыкая к городским сервисам, думают: зачем им дача, если можно все купить в магазине? Зачем собственная машина, если есть такси и каршеринг? Но при потере дохода в кризисы такая стратегия приводит к тому, что они резко лишаются привычного уровня потребления», — рассуждает Милехин.

Высокодоходная группа в кризис тоже меняет свое поведение: например, невозможность походов в рестораны в пандемию богатые компенсировали тем, что увеличивали покупки продуктов, а отсутствие шопинга в других странах из-за закрытых границ компенсировали повышением премиальности товаров.