Очередная волна паники распространилась на все сферы жизни. Продавцы на маркетплейсах не исключение. В Телеграм-чатах, группах и прочих «неофициальных» каналах общения полно страдальческих криков о том, что «шеф, все пропало». Люди доказывают друг другу, что в изменившихся условиях никто не будет совершать покупок. Я предлагаю не паниковать, а провести анализ, основываясь на фактах.
Из каких данных будем исходить
Для аналитики будем отталкиваться от предыдущего аналогичного витка. Как нетрудно догадаться, он произошел 24 февраля и далее. Тогда тоже было много криков о том, что теперь торговля провалится.
После того как присоединились еще и разные ограничения — подобные панические посты понеслись потоком. А что по факту? Давайте посмотрим. Итак, стартовые условия:
- Анализируем заведомо универсальные рынки. Без сезонности, резких подъемов или спадов по объективным причинам. Безусловно, купальники будут популярнее весной к лету, а лыжи — ближе к зиме.
- Смотрим стабильные товары. Иногда бывает бешеный «хайп» — особенно в сфере детских игрушек, где сегодня популярен «симпл-димпл», а завтра «хаги ваги». Родителям только остается вздыхать, отличать одно от другого и исполнять желания чада. Но детские интересы спадают так же, как и поднимаются на «хайп». Поэтому анализировать бессмысленно.
- Берем Вайлдберриз, но я уверен, что аналогичные результаты будут и по Озону.
Это объективные критерии, которые не позволят уйти в ошибку за счет случайных погрешностей в виде сезонности–не сезонности или хайпа.
Что произошло после «особой даты»
Выбираем направления, которые соответствуют всем указанным выше критериям. Берем детское питание – потребность есть всегда, малыши едят одно и то же круглый год, товары для будущих мам – тоже не зависит от сезонности.
Потом еще заглянем в «женские товары» вообще — тут может быть погрешность за счет тех же купальников и босоножек против пуховиков и зимних сапог. Но в целом показатели достоверные. Итак, по детскому питанию и товарам для будущих мам:
- Спрос был стабильный до февраля этого года. Он держался в умеренных рамках, без приливов и отливов. Хайпа никакого не случалось, но и спадов тоже.
- В феврале был резкий скачок вверх. Это можно условно обосновать паникой — люди расхватывали гречку, туалетную бумагу. Если помните, то был еще такой тренд на сахар. Ну и заодно необходимые товары стали разбирать более активно.
- Далее ожидался спад. Но его не произошло. Несмотря на то что ситуация нормализовалась, за сахаром и туалетной бумагой никто не охотится. Детское питание, товары для будущих мам остались в плюсе.
- Средний прирост по сравнению с периодом «до февраля» — 30%.
Теперь возвращаемся к «женским товарам» вообще. Общий прирост — до 40%. Даже если вычесть сезонные изделия, вроде солнечных очков и косметики для защиты от УФ-излучения, пляжных полотенец и сумок — ощутимо и заметно.
Какой можно сделать вывод?
Маркетплейсам не вредят ни ограничения, ни какие-то глобальные кризисы. Потребности у людей остаются.
За первое полугодие 2022 года оборот Вайлдберриз вырос на 94%.
Можно условно спрогнозировать спад спроса на суперлюксовые товары, но обычно на маркетплейсах они и не предлагаются. А все, что выставлено на виртуальных прилавках, будет по-прежнему активно пользоваться спросом. Так что нет смысла прислушиваться к паническим настроениям.
Друзья, задавайте вопросы о работе маркетплейсов. Обязательно отвечу в следующих статьях.
Читайте еще: