Найти тему
Свобода во Христе

Простить себя и оправдать себя: есть ли разница?

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Что имеется ввиду под словом «самооправдание»? Это значит то, что я делаю греховного, для меня греховным не является. А если это и грех, то очень незначительный. Этим я говорю, что не имею греха. Я сам себя прощаю и сам себя наделяю праведностью.

Теперь, что такое прощение и оправдание Божье? Они не мирятся с грехом. Они следуют за исповеданием греха, то есть покаянием. Такое понимание самооправдания и оправдания Божьего изложено в Новом Завете:

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8,9).

Есть люди, которые не могут простить себя за тот или иной проступок или отношение в другому человеку или участие в событии, которые уже невозможно повернуть вспять и изменить. Для такого человека нужен какой-то выход из-под давления чувства вины. И можно подумать, что самооправдание – это как раз и есть такой выход.

Но это не так. Самооправдание (наделения себя праведностью) скорее похоже на духовное состояние молящегося фарисея из известной притчи, который уверял себя и Господа: «Я не таков как вон тот мытарь, бьющий себя в грудь». Самооправдание сродни самонадеянности, потому что надеется только на себя и не считает, что праведность человеческая как запачканная одежда, которую может очистить только Бог.

Простить себя – это совсем другое состояние души. Человек постоянно терзает себя, укоряет себя, занимается самобичеванием и не может себя простить. Такое состояние можно назвать остаточным действием чувства вины после покаяния. Человек признает себя виновным в грехе, сожалеет о нем, ненавидит его, желает от него избавиться, призывает Божью силу, чтобы выйти из этого состояния. Это действительно тяжело и мучительно. Оно тебя не отпускает, и я молю снова и снова: «Будь милостив ко мне, грешному!»

После кончины моей мамы я долгое время не мог справиться с подобным состоянием: «Недоглядел! Недосказал! Был слишком суров, невнимателен, невоздержан! Недолюбил!» И только со временем эти чувства притупились, пока не пришло глубокое осознание того, что любовь Божья больше моего само непрощения. Она покрыла мои грехи покрывалом Его прощения, даже поглотила их!

Может быть такое осознание и называется прощением себя. При этом я себя не оправдываю, - я смиряюсь с тем, что мне нет оправдания и что я остаюсь грешником погибшим. Но также грешником, спасенным Христовой благодатью только по милости и любви Его! Ведь именно за грешниками и приходил Сын человеческий.

Дух Святой чудесным образом исцеляет рану сердца, и она заживает, не беспокоит больше, хотя рубец от нее и остался, напоминая, какой ценой произошло исцеление. И не сколько ценой моих терзаний, сколько ценой слез, страданий, отчаяния, горя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.