Кто сейчас даст показания?
Лишнее подтверждение пословицы «Не в коня в корм». Вот каждый читатель, к примеру, «Незнайки на Луне» восхищается, как гениально предугадал Николай Носов гримасы современной жизни. Конечно же, ни он, ни создатели советского телефильма на американской основе «Рафферти» ничего не ванговали и озарение с предвидением их не посещало. Они просто показывали капиталистический мир, который насквозь примитивный в своей лживости. Но самая читающая в мире нация глядело в книгу или на экран и видело фигу или вигвам. И радостно через десяток лет после выхода картины Семёна Арановича вляпалась во множественные коровьи лепешки, да так, что до сих пор пережившие девяностые вспоминают о них с дрожью.
Вот для чего сидел обыватель вечерами перед серо-зелеными экранами «Горизонтов» и «Рубинов»? Восторгаться игрой Олега Борисова, Евгении Симоновой да Армена Джигарханяна? Да ладно, ничего особого по сравнению со своими предыдущими ролями они не показали. Разве американский гангстер колоритнее главаря «Черной кошки»? Взгляд функционера пронизывал глубже, чем у одноного Сильвера? Чистота актрисы кабаре манила сильнее наивности медсестрички из «Афони»? Конечно, нет. Наш самый счастливый народ просто наблюдал за недоступной ему Америкой. Пусть и виртуальной. Но джинсы, закамуфлированные легковушки и «Ваша честь» с молоточком (тоже далеко не судья из нашей Агаты Кристи) притягивали сильнее, чем стеклярус туземца. А к сюжету относились, как к сказочке, мол, нам этого не грозит. А потом бараньим стадом покорно шли за каким-нибудь Ельциным, клятвенно обещавшего за народ положить буйну головушку под электричку.
Прошли года, десятилетия, давно тарахтит новый век. А тезис трехсерийного фильма про грязных политиков, предавших и продавших всё и всех, до сих пор действует весьма избирательно. Холопы теребят друг другу чубы, доказывая, что новый елбасы куда лучше старого, особенно если один посадил за решетку другого за нелицеприятные ролики на ютубе. Что там требовать от картины – ровесницы московской Олимпиады, когда несколько лет назад крутанули современный сериал на старый лад про честного слугу народа, и одно из крупнейших государств Европы вдруг начинает верить в комика как в Спасителя. Как будто, Джек Рафферти – это какой-то особенный политик, а среди остальных обязательно найдется приносящий людям счастье.
А, что в «Рафферти» кто-нибудь хороший был? Киллер Томми Фарричетти, верящий, что он с корешем – бригада? Танцовщица Джил Харт, думающая, что эскортница и девственница – одно и тоже? Прокурор Эймс (Александр Кайдановский), может, правду искал? Судья федеральные законы нарушал с прослушкой, наверное, тоже из любви к закону? Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Условно честный человек никогда не сделает карьеру политика. В том же фильме сказано, правда – ограничена, ложь – без границ, поэтому всегда ложь побеждает. Так здесь же Рафферти, вроде, проиграл. А кто выиграл? Профсоюзы получат честного лидера? Неприметного зама, который чемоданчики за боссом носил? Ага, и счастье настанет.
А вот если бы зритель не безукоризненной тройкой Олега Борисова любовался или смазливой мордашкой Симоновой (кстати, не понимаю, почему там все влиятельные политики на всё были готовы ради Снегиревой, которую у нас даже сантехники динамили, красота на любителя), а впитывал то, про что открыто писал Лайонел Уайт и что прямым кадром показывал Семен Аранович, так глядишь, и властьимущие крали бы с оглядкой да внаглую всякую пургу в стране не творили. Кто на баррикады ходил и радостно ваучеры на бутылку водки менял? Самое читающее и думающее население. В перерывах между стоянием в очереди у офиса МММ и зарядкой банок перед пассами Алана Чумака.
Кстати, и политических детективов сейчас что-то по телевизору не показывают. Хватит и «Поля Чудес», которое сами знаете в какой стране существует.
#драма #политика #Аранович #Борисов #Симонова