Найти в Дзене
Максим Бутин

5807. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВОЙНА…

1. Интеллигенция — латинский термин средневековой европейской философии. Естественно, философии схоластической. Для схоластики было характерно пристальное внимание ума к терминологии и методологии рассуждения. Можно сказать, что схоластика — это апофеоз чистой мысли, триумф мышления как мышления. Схоластик может плохо знать предмет рассуждения, но все логические ошибки у вас, специалиста по лошадям, панталонам, дровам или салфеткам, схоластик мигом выявит и укажет вам на вашу профнепригодность.

Можно по-разному относиться к схоластике, можно не принимать то изощрение ума, которого она достигла, но если вы пользуетесь термином, особенно таким как «интеллигенция», то вовсе игнорировать его происхождение из схоластики с вашей стороны было бы лёгкой формой идиотизма.

И вот почему. Интеллигенция — это самосознание идеи. Интеллигенция возникает в той ситуации, в которой ум думает о самом себе, начинает созерцать самого себя. Соответственно, интеллигентен тот человек, который не просто подёрнут ряской самосознания, а для которого самосознание есть способ бытия.

2. Исследования показывают, что Платон Афинский понимает идею, в частности, как полноту бытия. Эмпирически имеются разные собаки, с разным окрасом шерсти, высоты в холке, массы тела, собаки бывшего, бывающего и будущего… Но все же они — собаки? Разумеется, собаки. Так вот полнота бытия всех собак и есть идея собаки. Должно быть ясно, что не только «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», и ещё большой вопрос, кто же ланей запрягает в телеги, но и в одну собаку невозможно физически вместить всех собак мёртвых, живых и ещё не родившихся. Значит обобщение всех собак в одно бытие может быть только невещественным, только нефизическим, только идеальным. Идея собаки — идеал для собаки. В идее собаки найдётся всё для любой собаки.

И вот идея собаки начинает себя осознавать. То есть она не только знает всё о собаках, но и знает, что она знает всё о собаках. Как только идея дошла до самосознания и овладела им сполна, идея стала интеллигентной идеей. Аналогом средневековой интеллигенции в новой философии будет трансцендентальная апперцепция Иммануила Канта, но у И. Канта этот его термин слишком субъективизирован и психологизирован, слишком связан с человеком. С интеллигенцией не так. Интеллигенция — сама себе субъект, сама себе объект и посторонние ей не нужны, чужие, неинтеллигентные, здесь и не ходят. Грешный человек может причаститься интеллигенции, но это будет его личная инициатива, а не необходимое требование интеллигенции для самой себя. Это как с таблицей умножения. Ей ни холодно, ни жарко оттого, что человек её выучил или не выучил, выучил и помнит или выучил и забыл. Правда, таблица умножения не сознаёт себя и потому неинтеллигентна, но её иррелевантность, безразличие как к знающим её, так и к её невеждам показательно и присуще также интеллигенции. А вот когда идее небезразлично её собственное самосознание, и она настаивает на его участии в ней, она интеллигентна.

3. В этом смысле первейшим интеллигентом является Бог. Он всё знает о себе, о других, о мире и социализме. Все прочие — интеллигенты более низкого статуса.

Разумеется, интеллигентом может быть и отдельный эмпирический человек. Это когда он думает о себе и бытие его совпадает с его умом. Но это крайний случай интеллигента-эгоиста, второй полюс в противовес Богу, полюсу первому.

А как возможны среди людей другие, помимо эгоистических, интеллигенты? Так, что они отождествляют себя с внешним их физическому телу предметом. Математик может отождествлять себя с математикой. И тогда самосознание таблицы умножения в уме математика станет интеллигентным проявлением не только таблицы умножения, но и самого математика. Патриот может отождествлять себя со своей Родиной. И тогда самосознание Родины в уме патриота станет интеллигентным проявлением не только Родины, но и самого патриота.

Интеллигент — вовсе не обязательно ценность для народа. Если этот человек думает только о себе, а себя понимает как это тело и его позывы, он, конечно, интеллигентен, но интеллигентен в пределах его собственного тела и нигде сверх того. Какая же в нём ценность для народа? Никакой, как и у всякого паразита.

4. Обрезанным и усечённым аналогом интеллигенции на Западе и Востоке, Севере и Юге выступают интеллектуалы. Это те люди, которые живут и зарабатывают на жизнь преимущественно работой ума, а не рук или тела в целом. Они не обязательно интеллигентны. Интеллектуал может быть высоким профессионалом, всё знать в своей области, но не отождествлять себя с ней. И в самом деле, трудно отождествить себя с разработкой гильотины для политических нужд или крематория для концлагеря. А интеллектуальная инженерная выучка необходима при конструировании и гильотины, и крематория.

5. В России интеллигенцией отродясь называли всякую сволочь, (1) занятую преимущественно эффективным разрушением отечественного общественного сознания в угоду Западу или (2) безвредной интеллектуальной мастурбацией, примерно как один персонаж из «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого: «ничем не занят и всем интересуется». Сами российские интеллигенты этот их статус никогда не подтверждали и никогда не подтвердят, столь он, натуральное дело, осознаваем ими как позорный, но реально именно это — разрушение общественного сознания и интеллектуальная мастурбация — российским интеллигентам присуще. То есть до истинного понимания интеллигенции, интеллигенции в средневековом смысле, российским так называемым интеллигентам — как пешком до безмерно любимого ими Вашингтона.

6. Феноменология войны, то есть тела войны, такова, что война — это разрушение. Разрушаются вооружения противника, уничтожается живая сила противника, разрушается военная и гражданская инфраструктура, при ожесточении войны — уничтожается и гражданское население противника не часом и не случаем, а методично, как Дрезден и Токио американцами и британцами во Второй Мировой войне.

Но цель войны всегда пребывает вне тела войны, хотя существенно должна быть с ним связана. Цель войны — невоенная: занятие и отторжение в свою пользу территорий противника, подчинение и эксплуатация населения побеждённой страны, смена правительства в данной побеждённой стране на более лояльное к победителю, уничтожение мешающего экономического потенциала или переподчинение важного экономического потенциала проигравшей войну страны и т. п. В этом смысле верна поговорка, что война не такое простое дело, чтобы его доверять военным. Поговорка, несомненно, перебарщивает, возводя изрядную долю напраслины на военных. Но смысл, несомый ею, до ума доходит: цели войны определяют гражданские политики, войну начинают гражданские политики, войну прекращают гражданские политики, собирают урожай войны и пользуются её плодами гражданские политики.

7. Учитывая проведённое рассуждение, мы можем выделить три категории людей, тронутых умом, в их отношении к войне.

(1) Интеллигенция в строгом средневековом смысле.

(2) Интеллектуалы западные и не-западные.

(3) Российские «интеллигенты».

8. Разрушение есть негативный опыт бытия, превращение бытия в ничто. В этом смысле интеллигенция, являющаяся самосознанием полноты бытия, то есть самосознанием идеи, необходимо выступает отрицанием отрицания, несомого войной. И потому интеллигенция есть созидание и поддержание мира.

Но не всякое разрушение, являющееся, конечно же, негативным опытом бытия, оказывается для бытия неприемлемым. Расчистить площадку от руин ветхого здания есть разрушение, но оно идёт на пользу бытия. И уничтожить Дьявола, разрушить Сатану — дело важное для самого бытия, для самой идеи, для самой интеллигенции. Крестовые походы ославлены в истории как тяжёлое военное бесчинство еврохристиан на Ближнем Востоке и не только там. Но сама идея, смысл которой мы хотели бы донести до воспринимающего этот текст сознания, даже на таких примерах может быть иллюстрирована: война на Земле ведётся ради высшего бытия и целей Неба. И стоит ли говорить, что не захватнический поход, а защита Родины, её бытия для интеллигенции — святое дело?

9. Интеллектуалы западные и не-западные, интеллектуалы военные и гражданские к войне могут относиться весьма по-разному. В зависимости от сферы приложения умов этих интеллектуалов.

(1) Если интеллектуал — биржевой аналитик, возня с показателями бирж всего мира в связи с начавшейся войной или продолжающимся миром так и останется его профессиональной вознёй. То есть имеется ряд интеллектуальных профессий, безразличных к войне.

(2) Если интеллектуал — это военно-технический специалист, учёный в области вооружений, он будет востребован во время войны куда как более, чем в мирное время. То есть имеется ряд интеллектуальных профессий, востребованных войной.

(3) А вот интеллектуалы мирных профессий, насущно не важных для войны и воспроизводства тела, то есть интеллектуалы-литераторы, интеллектуалы-художники, интеллектуалы-музыканты, интеллектуалы-актёры балета (если таковые имеются) могут оказаться невостребованными в их профессиях, хотя предложения взять заступ и пойти рыть окопы им может поступать, но это уже не интеллектуальное времяпрепровождение. То есть имеется ряд интеллектуальных профессий, не востребованных, а напротив, угнетаемых войной.

10. Российские «интеллигенты» в отношении к войне — самая разрушительная тема. Бессмысленное переливание из пустого в порожнее, то есть занятие интеллектуальной мастурбацией, в зависимости от характера и сущности идущей войны, может быть как терпима, так и не терпима. Когда война внешняя или приграничная, а не отечественная и всенародная, ладно — занимайся своим переливанием.

Другое амплуа российских «интеллигентов», то есть работа в пятой колонне, разрушительная война против общественного сознания своей страны так, будто это чужая и вражеская страна, неприемлемо для страны ни в мирное, ни в военное время. Л. М. Алексеева и А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров и Е. Г. Боннэр, В. В. Познер и А. А. Венедиктов, Б. А. Березовский и М. Б. Ходорковский, Л. Я. Гозман и А. А. Навальный возможны только в разрушаемой стране. Политическая нейтрализация этих и подобных им персон — актуальная задача как для России, так и для любой страны. Причём не важно, выступает эта пятая колонна за ту или иную войну или против той или иной войны, она всё равно непрерывно будет воевать против общественного сознания «страны пребывания», отрабатывая иностранные гранты и приёмы в иностранных посольствах.

2022.10.01.