Найти тему
Активный человек

Ошибки родителей при развитии речи ребенка

Развитие речи у детей младшего возраста можно справедливо назвать проблемой XXI века. Все чаще в родительских кругах слышна обеспокоенность отсутствуем речи у детей в возрасте 2 и даже 3 лет.

Родители готовы плясать с бубном над ребенком, водить ко всем на свете врачам, ставить все возможные уколы, лишь бы услышать от чада долгожданное словечко. Лишь бы помогло...

На мой взгляд большинство ситуаций решались бы путем корректировки мышления и поведения взрослых. Я конечно не имею ввиду случаи патологий, где без медицинского участия не обойтись.

Моя дочка заговорила предложениям в 1 год и 3 месяца, запуск речи произошел с 3 месяцев. Сын, которому сейчас 6 месяцев, идет по стопам сестры, речь у него также запустилась с 3 месяцев.

Поэтому мне бы хотелось поделиться своим опытом и рекомендациями.

-2

Избавьтесь от заблуждений

Очень часто встречаю суждения родителей "нормы развития речи устарели, "сейчас дети другие", "мой ребенок так не сможет", "до 2 лет дети не говорят". И считаю, что это первое от чего нужно избавиться, потому что именно такое мнение позволяет родителям не способствовать развитию речи у своих детей до 2 лет, а после двух лет бить во все колокола.

Ваш ребенок обладает таким потенциалом и такими талантами, которые нам и не снились. 100 раз подумайте, прежде чем вынести какой-то вердикт.

Так моя дочь умеет нырять так, как я не могу и врядли когда-то решусь. И с 10 месяцев добирается по шведской стенке до потолка, хотя я с рождения боюсь высоты.

Наши дети - не мы, они действительно другие, но в позитивном ключе.

-3

Занимайтесь физическим развитием ребенка

Да, казалось бы статья про развитие речи, при чем здесь физическое развитие!? Для кого-то это будет открытием, для кого-то известным фактом, но именно физическое развитие с раннего возраста влияет на интеллект, формируя новые нейронные связи и устанавливая взаимодействие между левым и правым полушариями мозга.

Очень часто родители видят резкий скачок в развитии речи после массажа и в этом нет ничего удивительного. Массаж, а более того ЛФК способствуют освоению ребенком новых двигательных навыков, которые и запускают всестороннее развитие мышления.

Купание в большой ванне, в бассейне, выполнение комплекса ЛФК, упражнения на фитболе, игры в мяч и так далее, все это способствует своевременному развитию не только физических "умелок", но и речи.

-4

Говорите с ребенком

Этот совет стар как этот мир, но он становится все более актуален, в связи с появлением большого количества "мама-заменителей". Огромное количество музыкальных игрушек, электрических качелей, интернет забитый детскими песнями и сказками, все это позволяет родителям успеть заняться бытовыми задачами или даже дает возможность деловой маме поработать. И все бы хорошо, но ребенок не видит артикуляцию диктора, читающего сказку, а соответственно не способен ее повторить.

Но вот вы сели перед ребенком и возможно у вас, как и у моего мужа, возникает вопрос: "А о чем вообще говорить?".

И я вас обрадую, дети самые благодарные и участливые слушатели, поведайте им о чем угодно, расскажите воспоминания из своего детства, поделитесь впечатлениями и даже если день не задался, увидев улыбку ребенка на все ваши "бла-бла-бла", на душе точно станет тепло и радостно. И захочется скорее поцеловать сладкую щечку.

А если идей совсем нет на выручку придут карточки и книжки, показывайте картинки и поясняйте, что на них изображено.

Имейте ввиду - концентрация ребенка не велика и вам не придется делать это часами напролет - от 2 до 10 минут вполне достаточно.

-5

Читайте ребенку книги с рождения

Период новорожденности - лучший период для привыкания к маминому чтению. Лежит ваш кулечек и внимает, и казалось бы, чтобы еще понимал. А на самом деле его словарный запас неминуемо растет, знания о том, как вы воспроизводите звуки раз за разом улучшаются, и я уже не говорю о том, что ребенок успокаивается, слыша ваш родной голос.

А если хотите привлечь еще больше внимания ребенка к артикуляции - нанесите красную помаду на губы. Красная помада - папа рад и мама уже по другому себя ощущает, и малыш доволен.

-6

Учите ребенка манипулировать с предметами

Это пресловутая мелкая моторика, о которой все говорят. С самого раннего возраста учите свое чудо нажимать на кнопки, вращать барабан, держать пластилин, вставлять фигуры в сортер, перекладывать фасоль, расставлять мозаику (последние 3 пункта под присмотром взрослого). Знакомьте детей с различными материалами и текстурами: мягкое, шуршащее, бумажное, резиновое, деревянное, пластмассовое, гладкое и т. д. Давайте в руки карандаш, кисточку, вилку, ложку, ручку, палочку для ксилофона, мелки и малыш скоро поймет как по-разному нужно держать эти предметы.

В этот же пункт я бы отнесла пальчиковую гимнастику, помимо пользы для развития речи, она прекрасно расслабляет заскучавшего малыша и спасает, например, в автомобильной пробке.

-7

Не препятствуйте развитию речи ребенка

Думаю, это второй по важности пункт в развитии речи. Итак, повторю, не препятствуйте развитию речи ребенка, а мотивируйте на прогресс. Речь сейчас о ситуациях, когда ребенок уже освоил, что кошка - это "мяу-мяу", машина - "би-би", собака - "гав-гав" и так далее, и вот ребенку 2 года, а родитель сам продолжает называть машину "би-би". Где в этом стимул к развитию?

Как только ребенок освоил слоги, проговаривайте полные названия - "кошка", "собака", "машина". Когда малыш уже освоил существительные, добавляйте глагол или прилагательное "собака бежит", "машина едет", "кошка рыжая", включайте воображение и придумывайте варианты 🤗

Отлично помогают в развитии ребенка разработанные упражнения серии "Занимаемся по ФГОС" (Федеральный государственный образовательный стандарт), они составлены для возрастных групп 0+, 1+, 2+. Все четко и понятно, сразу указано что говорить и как говорить, велосипед придумывать не придется 😉

И боже упаси вас, опять подумать, что эти задания не для вашего ребенка, еще как для вашего! Посмотрите на него, ну, разве не умница? 😍

-8

Не используйте "средневековые" сокращения

Подобрал ребенок камень, родитель тут же кричит "брось каку", подобрал ребенок мусор и опять "брось каку". Ударился - "боба", упал - "боба", синяк - "боба", царапина - "боба", прививка - "боба".

Ну, какая "кака" и "боба" в 21 веке? Зачем настолько упрощать такие разные по своей сути события, опыт и главное лексикон ребенка, а потом переучивать его, объясняя, что все это значит на самом деле.

В общем не надо так, договорились?

-9

Сохраняйте тишину

Попробуйте прослушайть и понять интервью на английском языке, в то время как в вашем доме фоном работает телевизор или играет музыка. Многое удалось усвоить?

Наш язык для детей такой же иностранный и им сложно выделить отдельные слова или фразы, когда фоном постоянно что-то говорит, поет, шумит.

Старайтесь ограничить эфирное время во благо ребенка.

-10

Пойте песни свои детям

Опять представим вашу первую встречу с иностранцем, вы знаете язык, но как только он заговорил в первый раз, вы расслышали только "абракадабру". Почему? Да потому что непроизвольная речь довольно быстрая, да и с дикцией бывают проблемы.

Пропевая же слова, вы вытягиваете слоги, речь замедляется и автоматически становится понятнее для вашего малыша. А любимый ритм позволяет быстрее запоминать слова и контекст их использования.

Во время песни можно придумывать забавные движения и тем самым развлекать малыша и веселиться самому. Кто сказал, что с детьми скучно?

Бегом придумывать новый семейный танец под любимую песню!

-11

Мультики не всегда плохо!

Ууууух, выдохнули миллионы родителей! Все-таки мультики смотреть можно!

Можно и даже нужно. Например, прекрасные мультики из серии "Буренка Даша". Если вы будете петь для ребенка, то помимо удовольствия от ярких красок ребенок опять же будет усваивать артикуляцию, а также узнает понятия "маленький и большой", "кто где живет", "цвета", "как говорят животные" и многое другое.

Кстати, на ютуб также есть серия познавательных мультфильмов "как говорят животные": домашние, дикие, в Африке, в Австралии и т.д. Прелесть этих мультфильмов в том, что ребенку показывают не только мультяшный образ, но и настоящего зверя, и то как он говорит. Я нахожу их прекрасными!

Посмотрите и поделитесь в комментариях 🤗

-12

Включайте детям классическую музыку

Всем известный факт, что классическая музыка активирует зоны мозга отвественные за интеллект.

Наслаждайтесь сами и приучайте детей к прекрасному.

По напутствию Татьяны Черниговской слушаем сложную музыку и читаем сложные книги, чтобы не останавливать свой интеллектуальный и духовный рост.

Умные родители = умный ребенок!

#развитиеречи #первыеслова #речь #почемуребенокнеговорит #развитиедетей #какразговоритьмалыша

Понравилась статья? Жми подписаться и задавай вопросы. На канале "Активный человек" всегда максимально полезно и интересно.