Есть мнение, что человек идёт по своему пути, не ведая об иных: и ставшая судьбой, пройденная дорога ценна затраченными усилиями. Собеседник добавит: новыми встречами, общением, находками, впечатлениями.
И один он знает, чем ещё. Можно рассуждать по этому поводу, а ответ станет меняться.
Я занимался разными видами деятельности, однако туризм остался основной привязанностью, а воспоминания увлекают чаще самих проведённых походов. Даже сидение за столом и написание текстов утомляет более тропы на подъёме в горах. Правда лишь – шире возможности для выбора и исправления ошибок.
В итоге – солнечная погода и виды просторов с Перемиловских вершин манят на очередную прогулку по лесам заречья. Примечательно: начиная с детства, – не надоело приходить на прибрежные откосы реки Ока, а выходы на природу стали давать более полный результат. Павловский район на границе с Владимирской областью облюбовал за ровный ландшафт без особых перепадов высот и если использовать общедоступные дороги, то поездка на велосипеде приносит удовольствие.
Миновав Тумботино и Щепачиху, около перекачивающей станции свернул на грунтовую дорогу, проложенную вдоль нефтепровода. Одну треть первого дня потратил на преодоление песчаника изрезанного колеями от автомобилей. Периодически шёл по траве у кромки леса: так проще, а через пару часов начал сожалеть о выбранном направлении, оставившего у меня как туриста не лучший отпечаток из-за пыли от проезжающих самосвалов, шума работающей техники. Но если забыть о некоторых неудобствах, то интересно посмотреть на трудящихся ремонтников меняющих трубы. Плюсом стали гати из брёвен через болота, а иначе бы не прошёл.
Двигаясь по дороге, унюхал дымок от костра. Подался на запах и увидел мужчину сидящего за столом из отёсанных брёвен поедающего солидный кусок рыбы. Рядом остывал котелок с лежащей в нём рыбьей головой поверх жирного бульона. Пожилой незнакомец предложил присесть, да и я был рад отдыху после изнуряющего пути по песку.
В нескольких метрах далее от установленной поблизости палатки лежала резиновая лодка. Сквозь стволы деревьев и камыши проглядывала река Суворощь. Увидев приставленную к сосне удочку, поинтересовался о наживке приносящей подобный улов. Прожевав рыбью мякоть собеседник, улыбаясь, произнёс, что здешняя рыбка ловится на муху. Сам тоже наблюдал на лесных водоёмах рыбу, собирающую с поверхности воды упавших насекомых. Сидя напротив друг друга мы нашли общие темы, – о чём можно поговорить касаемо местности.
Съев заготовленные бутерброды, тронулся далее осматривать берег в поисках переправы. Действительно – шарм на подобных заболоченных участках присутствует специфический, – на любителя. Для новых ощущений подходит, а встреча с человеком скорее вызывает удивление, чем должное присутствие. Такое же, как повстречать в бору домашнюю кошку на расстоянии нескольких километров от посёлков.
Упомяну, – извиваясь среди болот и леса, речка течёт по территории заказника «Муромский». Русло на отдельных участках напоминает заросшее камышами озеро с застоявшейся водой. Водоплавающая живность водится разная, но её не видел. Весной на просторных заводях можно наблюдать отдыхающих перелётных птиц. У сгнивших наполовину, поросших мхом опор деревянного моста нашёл брод. Дно песчаное с растительностью поверх глины. Трижды переходил реку, погружаясь по грудь, положив на плечи велосипед и вещи. На противоположном берегу в былые времена наезженная лесная дорога заросла.
Переправившись и проехав четыре километра, поднялся на возвышенность. Район от деревни Березницы, Сапуново до Груздево где в основном проживают пенсионеры и отдыхающие и десятилетия назад сельскохозяйственный – пришёл в упадок. На бывших полях колосится некошеная трава. Красуются отдельные частные жилые дома недавней постройки. Проехав по улицам, осталось двоякое впечатление: нетуристическая экзотика без заманчивого глянца рекламных сюжетов. Порадовали бетонные мосты через Суворощь. Остальные виды на редкого ценителя сельской обветшавшей действительности перешедшей в ранг дачной. Постоянным остался крик петухов с лаем собак.
Вдалеке от основных шоссейных дорог в поселениях сохранились характерные для центральной России двадцатого века деревянные избы, но уже с применением современных материалов и атрибутов быта. Подобных этому аккуратному бревенчатому домику – мало. На дворе у берёзы под двухскатной крышей погреб для хранения продуктов.
В последние годы мимо проезжал несколько раз и наконец, повезло с погодой, – запечатлел во всей оставшейся его красе.
В девяностые годы прошедшего века, в связи с массовым переходом населения страны на газовое топливо для бытовых потребностей, после закрытия Груздевского торфопредприятия осталось оборудование и километры полотна узкоколейки. Сооружённый оригинальный короткий мостик, наверное, лучшее вторичное применение рельс: с пользой и на долгую память о сотрудниках торфоразработок.
Ночёвку организовал на открытом участке западного берега озера. Утром чудесное ощущение знакомое путешественникам – наполнение палатки теплом восходящего солнца. Вот и пришло походное счастье. Хорошо!
И снова уснул: может, приснятся сказочные пейзажи из неведомых краёв.
В реальности, что хотел увидеть за пару дней, если округа изъезжена по дорогам многократно: встряхнулся слегка, а воздухом лесным можно и во сне дышать.
Разбудила отдаляющаяся речь рыбаков обсуждающих блёсны. Открыв глаза, долго смотрел в перекрестие дуг, пытаясь осмыслить результат поездки. Голову занимали увиденные посёлки и впечатлявшие новые участки поймы речки Суворощь.
Наверное, радость и состоит в редко ловимой рыбе, сваренной на воде с характерным привкусом водорослей и торфа, съеденной в тишине леса. Затем лечь на траву и смотреть сквозь верхушки деревьев на небо. И у каждого странника она, – радость – своя!
После упражнения с велосипедом на песчанике нефтепровода тело непривычно ныло. Иной раз, – цепью хрустя песок, колёсами ломая упавшие сухие ветки, старенький велосипед выдержал очередной прокат без поломки, а я ничего не потерял. Положительно и знание, что на некоторые участки не вернусь. Наелся ягод и собрал грибов.
Да, – если образно говоря – район процедить через сито, то обязательно результат получите в виде фото дивных пейзажей и животных. Так – увидев лису на опушке, минута потребовалась на извлечение из рюкзака камеры, выставление максимального приближения и наведение. Рыжая дикарка обернулась и скрылась в дебрях.
Ещё, – ежегодно лоси сбрасывают рога, и костяные трофеи лежат среди гектаров дремучего леса. Мне повезло найти совсем рядом с рекой Суворощь среди валежника. Периодически сохатые приходят на примеченные потаённые места водопоев вдали от жилья человека. Хороший подарок на закрытие сезона.
Имея опыт путешествий среди дикой природы, по сей день предпочитаю находить увлекательные локации, рассматривать следы в лесу. На натуре наблюдать деятельность зверюшек интереснее, но повторения сюжета можно не дождаться. И пока носят ноги, ощущаю тягу к природе, – подобные прогулки останутся в приоритете при выборе места для отдыха.