Смотрю я на происходящее в стране и, если честно, начинаю сомневаться, что для победы на поле боя достаточно иметь в необходимых количествах современное вооружение. Т.е., иметь его, конечно, нужно. Но одним оружием, даже в руках профессионалов, добиться глобального успеха за адекватную цену вряд ли возможно.
Под адекватной ценой я подразумеваю не столько финансовые затраты, хотя и с ними считаться тоже приходится, но, в первую очередь, здоровье и жизни тех, кто реально, под пулями и снарядами, воюет за интересы России.
Так вот, на мой непрофессиональный взгляд, первое, что требуется сделать – навести порядок в головах и в структуре власти.
В чём была сила Советского Союза? Не в балете, не в армии и не в космосе. Все эти достижения являлись лишь результатом существовавшей системы образования и воспитания. Именно такого тандема. Школа, СУЗы и ВУЗы в СССР учили и воспитывали. Ребёнку, подростку, молодёжи не только давали необходимый объём знаний, но и готовили их к жизни в обществе. Отлично продуманная система «октябрята»- «пионеры» - «комсомольцы» закладывала основы той личности, которая соответствовала интересам государства.
Труд учителя, может быть не был самым высокооплачиваемым, но педагоги имели возможность не хуже других питаться, одеваться и без особых проблем раз в год съездить отдохнуть. Даже на море. Но, самое главное, даже очень большие начальники с уважением относились к учителю, обучавшему их детей.
Сегодня школа даёт некий объем знаний и не мешает штамповать индивидуумов с единственной моральной настройкой: личная успешность. А мерило успеха - достижения в карьере и финансах. Даже если эти достижения противоречат интересам страны, в которой «успешные личности» себя реализуют.
И вот эти успешные, не очень успешные и вовсе несостоявшиеся личности сегодня разбегаются из страны, как тараканы от пожара. Они не пытаются спасти общий дом. Они спасают себя. Их так воспитали. Не школа. Она воспитанием больше не занимается. Воспитывает стереотип, сложившиеся в 90-х: каждый сам за себя.
Что касается учителя, то здесь всё вообще очень забавно. Даже у опытных и заслуженных учителей ставка маленькая. На неё не прожить. Если руководство школы тебя не любит – будешь сосать лапу и мечтать о колбасе, как о несбыточном чуде.
Если администрация любит, то тебе добавят часы, классное руководство, баллы за проведение мероприятий. Только все эти доплаты требуют времени и усилий. Потогонная система улучшает материальное положение, но ухудшает качество преподавания.
Кроме того, чем больше нагрузка, тем больше бюрократической писанины. Даже очень хорошим учителям (а таких среди любимчиков администрации немного) просто некогда учить: они зарабатывают деньги.
В результате из стен школы, СУЗа, ВУЗа выходят недообразованные недоспециалисты с чёткой ориентацией на личный успех. И они рвутся в бизнес и во власть. Молодые и рьяные с бездной энергии, но с отсутствием опыта, знаний и морали.
Чем можно компенсировать вышеперечисленные качества? Дипломами и сертификатами в рамках на стене кабинета, лояльностью начальству и, конечно, беспринципностью. Потому, что быть одновременно принципиальным и лояльным невозможно по определению.
Эти дети ЕГЭ легко врастают в систему и с удовольствием принимают её правила. И вот случается спецоперация. И выясняется, что форма на военных складах пошита из дешёвого, не ноского материала. Воевать в ней жарко летом и холодно зимой. Почему? А потому, что качественный материал увеличивает затраты и уменьшает долю в «распиле».
Берцы пошиты так, что мигом сбивают ноги. А с кровавыми мозолями быстро не побегаешь и долго не походишь. Ночные прицелы, дальномеры, геликоптеры, средства связи – то, что в условиях современной войны помогает побеждать и сохранять жизни солдат, всё оказывается в дефиците.
На государственную мобилизацию по государственному решению военнослужащие собираются за свой счёт. Бронежилеты, кевларовые каски, берцы, форма покупаются на личные средства. Люди лезут в кредиты и продают автомобили, чтобы обеспечить себя качественной экипировкой. Покупают за свой счёт всё. От спиртовок, до аптечек. Почему?
Вероятно, потому, что в службах тыла ребята в первую очередь заняты личным финансовым обеспечением. Им не до спецоперации. У них сенокос.
И, к сожалению, такая картина во всей структуре управления. Масса чиновников на всех уровнях занята двумя проблемами: повышением личного благосостояния и массированным вбросом различных регламентирующих и отчётных документов. А когда жизнь выдёргивает их из уютного бюрократического болота, случается паника и тотальная бестолковщина. Как с нынешней частичной мобилизацией. Потому, что ни опыта, ни глубоких знаний у них нет. Т.е., «откатить» 50% от бюджета они научились. А решать реальные задачи управления в стрессовой ситуации – нет.
Возможно, я ошибаюсь. Но с моей низенькой местечковой колокольни создаётся впечатление, что, во-первых, пора навести порядок в головах и создать сквозную систему морально-этического воспитания. Структурно подобную той, что была в СССР. Не формальное поднятие флага, когда поют гимн, но мысленно молятся баблу. А идеологию, с детства ориентирующую человека на проекты, приносящие реальную пользу стране. И эти проекты должны поощряться материально и публично.
Литературный скандал 2022 года. Читать книгу
Во-вторых, оптимизировать структуру управления. И вот этих многочисленных специалистов по отпискам и циркулярам поставить в первую волну мобилизации. Пусть изучат жизнь «на земле», набираются опыта, глядишь, потом и руководить будут с большим умом и меньшей жаждой откатов.
Если я не прав – поправьте.