Найти в Дзене
Советские фильмы

Любимые фильмы советского детства: Д'Артаньян и три мушкетёра

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Приключенческое кино советского времени отличает необычайная искренность и приближенность к жизни. "Д'Артаньян и три мушкетера"- не исключение. В детстве мы мечтали о его продолжении, но, как рассказал сам режиссер, сделать это ему в восьмидесятые не дали те, кто фильм критиковал. Потом "Двадцать лет спустя" он снял в начале девяностых, но фильм получился жутковатый. Большего разочарования я отношении кино я не испытывала - на темной пленке, резко постаревшие герои, в которых отсутствовала искра, обнаженка, непонятные песни...как вспоминал Юнгвальд-Хилькевич, на фильм очень повлиял Боярский, который вносил свое видение, от которого было не спастись.

Книга "Три мушкетера" для режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича имела особенное значение.

Сам он родом из творческой семьи:"Моя жизнь так сложилась, что с детских лет видел огромное число известных и выдающихся людей. С папой, который был знаменитым оперным режиссером, мы ходили в гости к Эйзенштейну, Калинин заходил к родителям чайку попить, Самуил Яковлевич Маршак водил меня в школу. Для меня все они были обычными людьми — так воспитали, не относился с пиететом ни к кому".

В возрасте 14 лет Георгий оказался прикован к постели, и отдушиной для него были именно "Мушкетеры". И как он сказал потом:"Стремился к одному — отдать Александру Дюма дань своей благодарности, для него старался, и когда картина вышла, я думал, что у меня это не получилось".

Поэтому, когда ему предложили снимать фильм по мотивам шедшего тогда мюзикла, он без раздумий согласился.

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Известно, что режиссёр не жаловал Ирину Алферову, которую ему, по его словам, навязали свыше. Снимать он хотел Евгению Симонову, подвижную и артистичную.

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Он говорил,что то, что Евгения Симонова могла сделать легко, Ирина Алферова делала с трудом, хореограф собирался увольняться.

Но при всех достоинствах Евгении Симоновой, красоту Ирины Алферовой было трудно превзойти. Когда смотришь на неё, понимаешь, что любой Д'Артаньян мог бы потерять от неё голову.

С Михаилом Боярским все было просто - шел пробоваться на роль Рошфора, когда вошел в студию, все замолчали. Режиссер обернулся и увидел, как прямо на него идет Д'Артаньян, собственной персоной.

В роли Миледи Юнгвальд-Хилькевич видел Елену Соловей, которая успешно прошла пробы, но сниматься не смогла из-за беременности.

Маргариту Терехову Юнгвальд-Хилькевич вызвал для разговора относительно роли Миледи. Она вышла во двор в сапогах и в черном, ждала. Оказывается, режиссер уже подъехал и сидел в микроавтобусе, глядя на нее. Хотя Терехова была сердита на Хилькевича, поскольку он, с подачи Госкино, отказал ей в роли в фильме "Опасные гастроли", она согласилась его выручить.

К роли она отнеслась с полной ответственностью (впрочем, только это для Тереховой и характерно) и нашла информацию про прототип - графиню де ла Мотт. Вот что она рассказывала:"Дух этой женщины присутствовал рядом во время съёмок и помогал сыграть эту роль. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Нарисовать захотел сам режиссер Хилькевич, он ведь еще и художник. Юра Хилькевич говорит: "Сейчас я тебе нарисую" - и вдруг замолкает, а потом кричит: "Посмотрите, у нее на плече красное пятно в форме лилии - его нужно только обвести!" Представляете?!"

На съемки Маргарита Терехова взяла с собой дочку Анечку.Очень переживала, когда девочка заболела. Видя ее состояние, все ей очень сопереживали. Как она радовалась, когда внезапно ее навестили мушкетеры!

Фотографии из интернета
Фотографии из интернета

Кстати, изначально без проб были взяты Алиса Фрейндлих на роль Анны Австрийской и Олег Табаков на роль Людовика Тринадцатого.

Фрейндлих никак не могла уловить "зерно роли". И Хилькевич ей подсказал, после того, как на протяжении ночи они не могли снять сцену с Бэкингемом во Дворце Бракосочетаний. Пытаясь зацепиться, она спросила режиссера, зачем Анна отдает такую заметную вещь, как подвески. Режиссер, уже думавший, что съемку придется отменять, нашел и "зерно" и объяснение:"Алиса Бруновна, если я не смогу убедить вас своим предложением, отказывайтесь. Во-первых, Анна — испанка.И подзывает д'Артаньяна этаким щелчком пальцев.А подвески она подарила потому, что единственное, чем она могла, извините, нагадить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности, наряду с австрийской расчетливой холодностью.
Мое предложение показалось Фрейндлих тем ключиком, которого ей не хватало, и эту сцену мы действительно сняли за десять минут. Так она и вошла в фильм. И роль Анны Австрийской заиграла всеми гранями".

Олег Табаков планировал сыграть короля по-другому, чем получилось в фильме. Но режиссер подсказал ему играть маленького человека, который стремиться стать выше. Король получился неподражаемым!

Кстати, вели себя "мушкетеры" на съемках отнюдь не идеально.

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Вот что вспоминает Николай Ващилин, который ставил все трюки:"Картину мы снимали три месяца. Первый месяц мушкетеры у меня ходили строем: репетиция утром, вечером... Но где-то через месяц артисты заметно расслабились. Что вполне объяснимо: когда треть картины снята, никто не будет менять исполнителей. Помню, утром предстояло снимать сложнейшую сцену "засады Арамиса", надо скакать, а они все пьяные! И я понимаю, что все может закончиться печально. И отказался ставить подпись в журнале: не буду брать на себя ответственность! Съемку отменили, Георгий Эмильевич на артистов "спустил собак", на меня рассердился. Так "мушкетеры" меня тихо возненавидели. Хотя после завершения трюковых съемок в Одессе расстались хорошо: они мне теплые слова говорили, пожелания на фото написали, мы выпили шампанского, и я уехал".

Маргарита Терехова также вспоминала, что "злодеи" в ее лице и лице кардинала Ришелье - Трофимова вели себя крайне интеллигентно за рамками съемок, а "добродеи" так - что ни в сказке сказать...

Кстати, интересный факт: алмазные подвески всю ночь перед съемкой сцены "Марлезонского балета" режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич , накупив бижутерии на рынке мастерил сам.

Фотография из интернета
Фотография из интернета

Буду благодарна за лайк!