Найти тему
Загадочная Индия

Кто он на самом деле

Оглавление

Карна посмотрел на свои руки – смогут ли они теперь держать оружие? И против кого оно будет направлено? Он дал клятву верности Дурьодхане, а Пандавы – его родные братья, как может он воевать с ними…

  • Начало истории: Глава 1
  • Все главы

Глава 173

Хастинапур

Через какое-то время Дурьодхана словно очнулся, обнаружив себя лежащим в центре зала собраний. Он вскочил на ноги и стал вглядываться в лица присутствующих, боясь снова увидеть в них Кришну.

Наконец, он подошел к Васудеве:

- Этот мираж устроили вы? – спросил принц, то и дело озираясь по сторонам.
- Это не мираж, вы просто увидели свое будущее, - ответил Кришна, - подобным образом смерть будет преследовать вас, и вам не удастся скрыться…
Скоро вспыхнет пламя возмездия, - добавил Васудева, обращаясь уже ко всему собранию, - и вы увидите, как вся династия Куру превратится в пепел…

Сказав это, Кришна поклонился и покинул зал...

*****

Мирные переговоры не увенчались успехом. Все скорбно молчали, и лишь Дурьодхана метался по залу и казался не вполне вменяемым:

- Я должен отомстить этому лицемеру за все его издевательства! Приказываю объявить боевую тревогу в армии! Мы начнем войну сейчас же!

Главный министр Видура не выдержал:

- Перестаньте, наследный принц! Ваша попытка пленить Васудеву была непомерной глупостью! Из-за вас мы потеряли надежду на спасение. Если у вас осталась хоть капля разума – идите и просите прощения у Васудевы!

Дурьодхана подбежал почти вплотную к министру. Взгляд его был безумен:

-2
- Я никогда ни у кого не стану просить прощения! Почему я должен бояться этого шарлатана? Да я сам… сам… убью его, и не важно, будет у него в руках оружие или нет!

Карна попытался успокоить друга, но получил лишь град беспочвенных обвинений, как, впрочем, и другие члены царского собрания. В конце концов, Дурьодхана выбежал из зала, и казалось, он не понимает, куда и зачем направляется.

После его ухода все наперебой стали обращаться к царю, чтобы он усмирил своего сына и попросил прощения у Васудевы, пока тот не покинул дворец.

- Все это бесполезно… - вдруг раздался спокойный голос Великого Бхишмы, - Пусть начнется эта война.
Ни мое благочестие, ни мудрость Гуру Дроны, ни хитрость царя Шакуни, ни мастерство Ангараджа… ничто уже не спасет династию Куру!
-3

Все умолкли, глядя на Владыку – несмотря на скорбные слова, на его лице играла счастливая улыбка…

*****

Перед тем, как покинуть дворец Хастинапура, Кришна пришел к царице Кунти – проститься с тетей. Их разговор зашел о Карне.

- Я много наблюдала за его жизнью, - говорила Кунти, - я знаю, он тянется к Дхарме, и страдает, что его покровители не желают знать ни Дхарму, ни истину…
Если удастся убедить его не участвовать в этой войне, может, и его сознание изменится…

Кришна печально вздохнул.

- Нет, тетя, все наоборот, - сказал он, - Только когда изменится его сознание, его удастся убедить. Но это должны сделать вы.
-4

Царица Кунти не могла представить, как рассказать Карне, что он – ее сын. Много раз она хотела сделать это, но всегда что-то мешало…

В слезах царица обратилась к Васудеве, умоляя его поговорить с Карной.

- Если вы просите, я, конечно же, сделаю это, тетя, - ответил Кришна, - но я могу лишь напомнить Ангараджу, в чем заключается его Дхарма…

*****

Жена колесничего Радха и ее невестка Вришали были немало удивлены, когда белая колесница Васудевы остановилась возле их дома. Поклонившись обеим женщинам, Кришна обратился к старшей, заметив, что она вырастила прекрасного сына.

- Но, к несчастью, мой сын поддерживает тех, кто творит беззаконие, - грустно ответила Радха, - и я не понимаю, почему он защищает зло.
-5
- Возможно потому, - произнес Васудева, - что он не знает, кто он на самом деле…

Радха с тревогой посмотрела на Кришну и отвела взгляд:

- Если вы пришли встретиться с Карной… Он здесь больше не живет…

Не успела она договорить, как увидела сына, скачущего верхом по направлению к дому родителей.

*****

Кришна пригласил Карну на берег реки. Они говорили о грехе и праведности, и Ангарадж догадывался, о чем хочет попросить его Васудева – отказаться от участия в войне.

Но он и представить не мог, какие доводы услышит…

- Мой друг Дурьодхана заслужил этот трон, - говорил Ангарадж, - его отец – царь, а сын царя должен стать царем.

Кришна улыбался. Когда-то Карну возмущал тот факт, что права человека определяются его рождением, а не способностями.

- В таком случае, Ангарадж, у вас есть право быть только колесничим, а не царем, - ответил Кришна. – Может, вам лучше не участвовать в войне?
-6
- Мне не нужна эта война, Васудева, но мой долг – поддержать друга. Много лет назад, когда все насмехались надо мной, он единственный проявил ко мне уважение…

Карна не раз говорил о своей дружбе и преданности, и не понимал, к чему весь этот разговор.

- Так дело в уважении? – уточнил Кришна, - А если бы вы родились в царской семье и не нуждались в чьем-либо уважении или покровительстве? Как бы тогда вы отнеслись к этой войне?

Карна усмехнулся:

- Какой смысл в вашем вопросе, Васудева? Ведь я сын колесничего Атхиратхи и его жены Радхи, и я в вечном долгу перед Дурьодханой.

Кришна положил руку на плечо Карны и посмотрел ему в глаза.

-7
- Нет, Ангарадж, - твердо сказал он, - вы не знаете, кто ваши настоящие родители. Свои способности и золотые доспехи вы получили от Бога Солнца…
Вы попали на землю благодаря Богу Сурье и особой мантре. А колесничий Атхиратха и его жена нашли вас в корзине, плывшей по Ганге.
Вы – сын царицы Кунти, и сам Бог Сурья ваш отец!
Вы можете спросить об этом уважаемого Атхиратху. И тогда… Может быть, изменятся ваши взгляды. Прошу вас, подумайте об этом…

Карна стоял, точно громом пораженный, не в силах вымолвить ни слова. Кришна оставил его на берегу.

*****

Все это время Радху не покидала тревога, и когда Карна вернулся домой после разговора с Кришной, она засуетилась, спеша накормить сына. Но ему было не до ужина…

- Мама Радха, ответьте мне… Я… я же ваш сын? Это так, мама?
-8

Она растерялась, глядя в лицо Карны. Он с надеждой и отчаянием смотрел на нее. Радха чувствовала, какая буря творится сейчас в его душе. Она не успела сообразить, а губы сами произнесли:

- Ну конечно ты мой сын! Чьим еще сыном ты можешь быть?!

На лице Карны отразились радость и облегчение, но тут же оно помрачнело.

- Значит, Васудева Кришна пытался ввести меня в заблуждение! – воскликнул он, - Какая хитрость и жестокость! Царь Гандхара предупреждал, что он попытается обмануть меня…

Задыхаясь от волнения, Карна вновь бросился к Радхе. В глазах его стояли слезы:

- Кришна так сильно смутил меня, мама, ставя под сомнение самое главное для меня… Он сказал, что вы – не моя мама…
-9

Радха вытирала слезы, она не могла смотреть Карне в глаза, и не могла сказать правду. К тому же, она искренне считала его своим сыном, а потому все ее существо сопротивлялось происходящему.

- Конечно, ты мой сын! – говорила она, глядя куда-то в сторону, - Как Васудева мог сказать такое!

Она стала вспоминать и перечислять случаи, когда материнское сердце подсказывало ей верное решение или нужные слова, и рыдания душили ее все сильнее.

- Конечно, ты мой сын! И хотя не я родила тебя, но я тебя воспитала…

Радха осеклась, вдруг поняв, что этих слов она говорить не хотела. Но сказала…

-10

Карна стоял с каменным лицом. Он понял, что Васудева говорил правду.

*****

Ангарадж Карна не заметил, как вновь оказался на берегу Ганги. Он бродил там в одиночестве, иногда поднимая голову и глядя на Солнце.

Он вспомнил, что с самого раннего детства его притягивал Бог Сурья. В то время, как другие люди не могли смотреть на яркое солнце, он всегда смотрел на него, и его сердце наполнялось радостью…

Затем Карна подумал о царице Кунти. Он всегда относился к ней с почтением и, в то же время, знал, что она - мать его главного соперника, Арджуны…

А теперь выходит, что Арджуна… Что Пандавы… Его братья! Крик отчаяния огласил берег. Рыдая, Карна упал на колени...

Вдруг чья-то рука коснулась его плеча – это была Вришали.

-11
- Мой господин, - мягко сказала она, - я слышала, что у Васудевы Кришны две матери, и он одинаково любит и уважает их обеих. Почему же вы воспринимаете это так трагично?

Поднявшись на ноги, Карна стал изливать душу своей супруге:

- Всю свою жизнь я добивался, чтобы люди уважали меня за мой талант, Вришали, и победа над Арджуной показала бы всему миру, что даже сын колесничего может стать лучшим воином в мире…
Но все это потеряло смысл, ведь мой соперник оказался моим младшим братом! А я, как и он, сын царицы, а не колесничего!
А принц Дурьодхана… должен стать теперь моим врагом? Ведь я считаю его своим другом. Тогда как Арджуна всегда вызывал у меня только гнев! Разве я могу стать его союзником?

Карна посмотрел на свои руки – смогут ли они теперь держать оружие? И против кого оно будет направлено? Он дал клятву верности Дурьодхане, а Пандавы – его родные братья, как может он воевать с ними…

-12

Карна вновь упал на колени:

- Что же мне делать, Вришали? Зачем Кришна рассказал мне об этом? Он же разоружил меня!

Вришали обняла мужа:

- Мой господин, эти вопросы нужно задать той, из-за кого возникла вся эта ситуация. Вы должны пойти к царице Кунти…

<< Глава 172 | Глава 174 >>

Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ

#махабхарата #махабхарата сериал #рассказы