Найти тему
...ещё в процессе...

Наши цепи…

01.10.2022 Каш-2

Требовалось нарубить заготовок. Я взял зубило, отмерил по шаблону отрезок проволоки, - хрясь! Ещё одно звено готово. Мы делали цепи. Наверное самое интелектуальное занятие после перетягивания каната. На ум пришли соревнования и вчерашний обидный проигрыш б-шникам. Мы играли в футбол. Ребята из «Б» хорошо умели «водиться», особенно выделялись Липовцев, Кулатаев и Величко. Но мы проиграли не из-за этого. Б-шники постоянно хлЮздили. Ну кто так играет? Футбол же не балет. А у них только задень кого – они сразу падают. Какая –то балетная труппа. А я всегда шел смело на контакт и жестко ставил ногу. Ну кто придумал эти цепи!

Уроки труда проходили на первом этаже нашей 32 школы. Заготовка – это короткий кусок проволоки. Необходимо было ее вставить в тиски и путём разных манипуляций с кувалдой скрутить ее в «восьмерку». Таким образом получалось одно звено цепи. Сегодня проходя мимо главного входа в школу, я заметил, как один паренек из младших классов как-то необычно смело сложился в эту «восмерку» и красиво перелетел через перила. Это было круто. Этого приема раньше я не видел. Нужно будет обязательно его изучить и испробовать. Мы тоже иногда играли в догонялки у школы. Перила и школьное крыльцо играло для нас хорошей игровой площадкой в догонялки. Один из приемов, который я научился делать, убегая от галЮющего – это наклониться через перила, схватиться за нижние поручни и перевернувшись в воздухе сальтом перелететь вних на землю с крыльца. Не многие умели это делать. Я умел. Но этот пацан всех переплюнул. На бегу он подпрыгивал, хватался двумя руками за перила и сложив ноги пролетал над перилами. Рисково! Кажется это братишка Майорова с Галето, 26. Тот гимнастикой занимался, редко я видел его на улице среди пацанов. Однажды мы столкнулись с ним в проходе. Он видимо решил пугнуть меня, выставил подбородок со словами: Чё! Он был мощный и выделялся среди остальных. Сказывались занятие спортом. Я не шел ни в какое сравнение. Но в этом моменте, я вспомнил, что мы одногодки. Хоть он и учился старше, я тоже был 70-го, хоть и декабрьский. Я тоже пошел на него и сказал еще более резче: чё, на! Наверное я бы огреб. Но Майоров не стал продолжать, а Метлицкий сразу увел меня в сторону от греха. Наверное он потом стал чемпионом КазССР по гимнастике и случайная травма с хулиганом ему могла помешать. Нахлынула кровь к лицу, я сильнее приложился кувалдой, чем нужно и запорол деталь. Она согнулась не в ту сторону и смеялась мне в лицо свовей уродливой кривизной. Лучше выбросить, чем восстанавливать. Кому нужны эти цепи. Нет, не получится из меня рабочий. Я лучше пойду шофёром работать. Летом, с моим другом Морозиком – Сергей Морозов, 72 года рождения, учился на год младше меня и мы жили с ним в одном подъезде – как-то сидели под деревом рядом у дороги и рассматривали проходяшие машины. Напротив нас было «Собачье поле», а вдоль улицы Глинка стояли огромные красные буквы «Слава КПСС» или что-то в этом духе. Позже на этом месте отстроили новый корпус технологического института. А в наше время мы ловили там кузнечиков и иногда могли сцепиться с «инкубаторскими» - это дети из далеких аулов, которых родители прислылали учиться в город. Их называли «инкубаторскими» потому что они всегда и все были в одной школьной форме. И в футбол в ней играли и в магазин «Рассвет» бегали. Мы сидели с Морозиком и мечтали о будущем. Кем быть? Я б в строители пошел – пусть меня научат … нет, мы мечтали сать шоферами. Как и у меня, у Морозика отец тоже был шофёром. Но нас не интересовал грузовой транспорт, мы хотели стать водителями автобусов. Нет, не этих бедолаг, которые водили душные ЛиАЗы и венгерские «гармошки- холодильники». Нас интересовал межгород, на крайний случай пригород. Каждый из нас знал, что водитель рейсового автобуса, скажем в с/х «Знаменский», путь которого пролегал через Цемпоселок и Шпалзавод, после переезда поворачивал вправо от Компаса и останавливался на «нулевом» километре. Там подсажилвал «зайцев» и все денежки клал себе в карман. Обычно подсажилвалось от двух до десяти человек. Десять рублей на карман с каждого рейска. Червонец за день. У нас текли слюни от этой мысли.

Вспоминая сегодня этот эпизод в жизни, я хорошо осознаю почему мы потеряли нашу великую страну – завоевание рабочих и крестьян. СССР распался не потому что его развалил Горбачев М.С. или внешний враг. Но прежде всего частно – собственнические настроения. Которые отражались в головах растущего школьника. И развалилось в полном соответствии с теорией марксизма, как мелко- буржуазное общество.

…. «восьмерки» нужно было ещё соединить друг с другом, чтобы получилась цепь. Пальцы не слушались. Сказывалось, что мы выросли не в частном доме, где физический труд привычное дело, а в современных квартирах, где были все удобства для жизни. Не нужно было готовить дрова, топить печь и носить воду. Пришел домой – все готово. Теперь приходилось учиться держать тяжелую кувалду и еще точно ее пападать. Промахи удручали, руки ныли. Я не навидел эту цепь и урок труда. Подумалось - а как там наш Женя К. справляется. Он был пониже всех и еще стройнее, чем я. Нет – с задором в глазах, он хорошо управлялся. На носу была сажа, он выглядел смешо с этим пятном. Он был умный и усердный. Казалось, что он всегда только этим и занимался. Я даже немного позавидовал ему. Его способности находить удовольствие в этой тупой работе. Я для этого родился что-ли? Делать эти цепи? Такая ерунда! Не хотелось отствавать от него. Все-таки я не ботаник, а уличный пацан. Женя же был начитан. Помню, как он нам рассказывал про восстание Спартака. Было очень интересно. Наверное родители у него умные. В нашем классе было два отличника. Это он и Наташа. Она сидела со мной за одной партой. Была очень аккуратной во всем и очень хорошо училась. Как-то я заметил у нее на рукаве заплатку из ниток. Ее было трудно заметить. Я показал ей, мол что это у тебя. Она ответила: «умный увидит и промолчит, дурак – скажет». Я ничего не понял из ее слов. Но ее строгий взгляд корейских темных глаз был таким.. вот так бы всегда смотрела на меня.

.. настроение как-то сразу изменилось да и цепь замкнулась. Передо мной все ещё стояли эти «черные очи» и не хотелось их отпускать. Все получили по «пятерке». Мы размахивали цепями, гордясь своей работой. Куда школу нужно было столько цепей – я до сих не понимаю. Может быть учитель «банчил» ими на базаре или делал кому –то на заказ? А деньги, естесственно себе на карман? Опять эти мелко-буржуазные мысшлишки … они как цепи сидят в моей голове. Куда продать и где купить. Все сдал я свою цепь. Получил «отлично».