Для любого центра дополнительного образования важно эффективно использовать два ресурса: денежные затраты и человеческий ресурс. И для эффективного управления доступными ресурсами, необходимо провести анализ структуры исследуемого продукта, в нашем случае это образовательные программы и реализующие их педагоги.
Автор: Иван Владимирович Ахременко, начальник структурного подразделения, педагог дополнительного образования, магистр педагогики.
Область применения АВС-анализа достаточно широка. К нему может относится любой количественный показатель, где количество измерения более 30 единиц.
Для понимания основ АВС-анализа определим на что он опирается. В основе лежит закон Парето 20/80. Что представляет из себя этот закон?
Закон Парето - соотношение вкладываемых ресурсов или усилий к доле результата зачастую варьируется так: небольшая доля расхода ресурса приносит наибольшую часть результата. Другими словами, 20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а оставшиеся 80 процентов усилий обеспечивают лишь оставшиеся 20 процентов.
Как эту информацию мы сможем трансформировать в систему дополнительного образования? Вот на что необходимо обратить внимание.
Кто эффективнее
Если по закону Парето примерно 20 % дополнительных общеобразовательных программ дает 80 % от количественного показателя муниципального задания, то в АВС-анализе они разбиваются на три группы: группа А, группа Б, группа С.
В современном подходе эффективное распределение результатов выглядит следующим образом: группа А - 70%, группа В - 25%, группа С - 5%. Однако эти показатели могут варьироваться. Тем не менее на группу А приходится наивысшая нагрузка и результат.
Педагоги дополнительного образования из группы А реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее ДООП) – наиболее значимы для организации. Это не значит, что другие педагоги, реализующие ДООП, не ценны для организации, в данном контексте мы рассматриваем эффективное использование ресурсов. Такие педагоги требуют постоянного контроля, сопровождения, индивидуального подхода к их деятельности.
Интенсивная работа с этой группой дает 70% муниципального задания (МЗ) всей образовательной организации.
Определяем эффективность
Анализу подвергается несколько параметров:
- Численность выявленных групп А, В, С;
- Количество направленностей, объединений, групп, обучающихся, количество педагогов;
- Нагрузка (количество ставок на ДООП);
- Стимулирующие выплаты (премии, бальная система, доплаты);
- Процентный показатель по каждому педагогу к муниципальному заданию;
- Количество педагогов и ДООП на одно задание.
- Количество вспомогательного персонала на одну ДООП.
Если применить АВС-анализ к персоналу, то мы можем увидеть, что происходит распределение персонала по уровню оплаты труда, результативности. Таким образом, анализ проводится с целью оптимального распределения следующих ресурсов:
- Время педагогов.
- Премиальный фонд (постоянные стимулирующие выплаты).
- Система KPI (стимулирующая выплата через бальную систему).
Пример использования АВС-анализа в учреждении дополнительного образования можно посмотреть в таблице.
АВС-анализ в учреждении дополнительного образования
Сопровождаем педагога
После того, как мы с вами определили к какой группе относится педагог, мы должны обеспечить глубокое изучения проблем и систем предпочтения педагогов группы А со стороны методической службы и административно-управленческого аппарата в целом.
Для педагогов разрабатываются специальные программы удержания и лояльности, в которых предлагаются дополнительные преференции, закрепляют персонального методиста и педагога-организатора.
По каждому педагогу группы А целесообразно тщательно отслеживать динамику посещений, отчислений (выявление каждой причины – переезд, смена школьного расписания, другие причины – с занесением результатов в базу данных).
Со стороны административно-управленческой команды необходимо:
- Организовать более частые коммуникации с педагогами группы А для выявления проблем в деятельности педагога (сопровождение, материально-техническая база, участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня);
- Выстроить дорожную карту педагога дополнительного образования с современными потребностями в сфере конкурентного образования (курсы повышения квалификации, переподготовка);
- Сформировать дополнительные ресурсы (финансовые, человеческие) для продвижения педагогов группы А;
- Разработать алгоритм действий привлечения новых обучающихся в объединения к педагогам группы А;
- Возвращение отчисленных обучающихся из группы В и С к педагогам группы А.
Группа В и С
Проведя работу с группой А, необходимо помнить, что есть и группа В. Если педагоги группы В пересекаются с группой А, например реализуют одну и туже программу в одной направленности, то перейти в группу А есть все шансы. Для этого необходимо провести SWOT-анализ деятельности педагога дополнительного образования, и по результатам сделать акцент на сильные стороны педагогов группы А, максимально убрать угрозы, которые могут повлиять на деятельность педагогов всех групп, использовать аналогию возможностей педагогов группы А.
При анализе группы С необходимо провести глубокий анализ деятельности педагога, выявить причины низких результатов. Для это можно провести мониторинг образовательных услуг – результаты помогут выявить потребность в реализуемых ДООП.
Если ДООП соответствует потребностям обучающихся, но на них отсутствует запрос, значит педагоги недостаточно компетентен. В такой ситуации стоит предложить педагогу пройти курсы повышения квалификации или переподготовки и рассмотреть возможность открытия нового объединения, которое будет востребовано обучающимися и родителями.