Работу над его новым диском никак нельзя назвать легкой прогулкой, ведь среди проблем, стоявших на пути музыканта, была трудноизлечимая болезнь. Но напичканный звездами первой величины тринадцатый по счету сольник Оззи Осборна наконец-то вышел в свет. И он искренне считает, что пластинка — нечто совершенно особенное в его карьере и верит в ее успех настолько сильно, что даже положил глаз на первое место в хит-параде.
«Если честно, думал, что они дружно скажут, чтобы я валил на хрен», — Оззи радостно кудахчет о том, что до сих пор не может поверить, что в выходных данных нового тринадцатого сольного альбома Patient Number 9 имена Джеффа Бека и Эрика Клэптона будут стоять рядом с его собственным. Все это выглядит очень мило. 73-летний вокалист, одна из самых узнаваемых и влиятельных рок-звезд на планете, неожиданно превращается в ярого фаната, когда поднимается тема камео двух английских легенд-гитаристов на его альбоме.
Еще более мило он выражает свою уверенность в том, что его приглашение Джимми Пейджу принять участие в записи альбома могло остаться без ответа только из-за того, что Пейдж сменил номер телефона. «Дело не в том, что он не хотел», — настаивает Оззи, — «[Но] он ни разу не ответил на мои смс. Так что я думаю, что он просто купил новую симку, потому что [иначе] он точно бы взял трубку».
В Лос-Анджелесе ранний полдень. Этот город Джон Майкл Осборн чаще, чем какой-либо другой, называет своим домом с конца 1970-х годов. Именно тогда его будущая жена и менеджер Шэрон Арден буквально соскребла почти бездыханное, пропитанное алкоголем и кокаином тело Оззи с грязного пола сумрачного гостиничного номера в голливудском отеле Le Parc. Затем она дала приготовившемуся к полному забвению певцу хороший пинок под зад, в котором он так отчаянно нуждался. Энергичная девица заставила его всерьез задуматься о возвращении в индустрию, в которой он полностью разочаровался задолго до того, как его выбросили в кювет разобщенные, раздраженные и не менее его измученные жизнью партнеры по Black Sabbath. Ведь к тому времени общая мечта, которой они загорелись десятью годами ранее, со временем устарела, а затем и вовсе испустила дух.
Сегодняшнее приподнятое настроение Оззи — настоящий праздник, учитывая, что в середине июня он перенес изнурительную хирургическую операцию, которая, как открыто признала Шэрон [конечно же, теперь Осборн], отныне «будет определять всю его дальнейшую жизнь». Сегодня вечером он должен впервые после внутриполостной операции появиться на публике. Это будет фотосессия на знаменитом фестивале Comic-Con International в Сан-Диего, которую он проведет вместе с создателем комикса «Спаун», художником Тоддом Макфарлейном, ставшим автором идеи обложки для Patient Number 9.
По собственному признанию Оззи, ему еще предстоит длительная программа физиотерапии, рассчитанная на пять дней в неделю, прежде чем он сможет всерьез начать тешить себя мыслями о том, чтобы снова выйти на сцену, и начать свой сильно перекроенный и, казалось бы, проклятый рок-богами тур No More Tears II, который в настоящее время планируется растянуть до июня 2023 года.
«Я сделаю это», — обещает он. — За последние несколько лет мне было действительно тяжело, и я никогда в жизни не валялся в кровати так много, но это потребует какого-то времени. Одна из причин, по которой я сделал эту запись — желание, чтобы люди не забыли про меня. И я всеми правдами и неправдами однажды снова выйду на сцену, чтобы сказать поклонникам «спасибо». Если я не смогу — значит не смогу, но мое желание очень сильно. Нет ничего лучше хорошего концерта. Эта моя реабилитация — тяжелая работа, но сейчас я в отличном состоянии, несмотря на всю негативную энергию в мире».
Крепко скроенный по лекалам современного метала альбом Patient Number 9 (выпущенный в сентябре) должен продолжить дело увенчанного лаврами Ordinary Man 2020 года, который, дебютировав под номером 3 в Великобритании, принес Оззи его самое высокое место в британских чартах в качестве сольного исполнителя. Как и его предшественник, состоящий из 13 треков Patient Number 9 создавался при участии соавтора песен и продюсера Эндрю Уотта, бывшего гитариста недолго просуществовавшей блюз-роковой супергруппы California Breed, в которой он играл вместе с Гленном Хьюзом и Джейсоном Бонэмом. Теперь Уотт более известен сотрудничеством с поп-звездами высшей категории Постом Мэлоуном, Майли Сайрус, Дуа Липой, Джастином Бибером и другими. Осборн познакомился с одаренным 31-летним эрудитом из Нью-Йорка благодаря своей младшей дочери Келли, и, как вспоминает Оззи, они с Уоттом сразу же подружились.
Молодой человек привнес в проект Ordinary Man не только заразительную энергию и свежие современные идеи, но также пухлую телефонную книжку, благодаря которой в альбоме поучаствовали Элтон Джон, Пост Мэлоун, Том Морелло, Слэш и Дафф МакКаган. Примечательно, что на втором совместном проекте с Оззи Уотт даже превзошел этот звездный состав. Для Patient Number 9 он заполучил не только вышеупомянутых британских гитарных богов и давнего приятеля Оззи Закка Уайлда, но и Майка МакКриди из Pearl Jam, Чада Смита из Red Hot Chili Peppers, Роберта Трухильо из Metallica, нынче уже покойного барабанщика Foo Fighters Тейлора Хокинса и, возможно, самого неожиданного гостя — бывшего коллегу Оззи по группе Black Sabbath Тони Айомми. Его фирменные риффы можно услышать на двух приятных во всех отношениях думовых треках: выпущенном в виде сингла Degradation Rules и No Escape From Now.
К лучшим моментам альбома стоит отнести построенную на тяжелом хуке Immortal («рассказывающую о вампире», поясняет Оззи). В ней чувствуется, что приглашенный гитарист Майк МакКриди на седьмом небе от счастья, как будто исполнилась мечта всей его жизни сыграть хэви-метал в такой компании. Классическую балладу в битловском стиле A Thousand Shades поднимает на совершенно новый уровень потрясающее камео Джеффа Бека и пронзительный текст («Наша судьба окрашена в тысячу разных оттенков тьмы / Вчера мертво, завтра туманно, а что случилось с сегодняшним днем?» // ‘There’s a thousand different shades of darkness colouring our fate / The past is dead, the future’s haunted, what happened to today?’). Mr. Darkness по настроению напоминает того самого Оззи образца 1980 года, который переживал ошеломляющий воображение ренессанс с альбомом Blizzard Of Ozz. При этом в плане текста композиция опирается на сбивчивые фантазии, рассказанные поклонниками в своих письмах музыканту. Также нашлось место для уважительного кивка в сторону Beach Boys (упрощенная версия классической God Only Knows с альбома Pet Sounds) и довольно странной отсылки к дерзкому супергерою Джима Керри в фильме «Маска» 1994 года легко узнаваемым выкриком в середине песни: «Кто-нибудь, остановите меня!» // ‘Somebody stop me!’
По правде говоря, появление нового альбома Оззи Осборна в 2022 году для многих может выглядеть полной неожиданностью, учитывая мрачный, зачастую приторно ностальгический тон большей части песен его предыдущего альбома. Не в последнюю очередь это касалось задумчивого и нежного заглавного трека Ordinary Man. «Не забывай меня, когда потускнеют цвета, погаснет свет, и останется только пустая сцена» // ‘Don’t forget me as the colours fade, when the lights go down it’s just an empty stage’, — говорилось в одной из пронзительных строчек песни, которая собрала в себя все признаки величественного и благодарственного прощального «прости» из уст национального достояния, покидающего сцену.
Честно говоря, в дни появления этого альбома Оззи был непреклонен в том, что в психологическом плане способен выдать гораздо больше. Действительно, когда я во время его турне весной 2018 года проехался автостопом по странам Южной Америки, посетив концерты Оззи в Мексике и Чили, живительное воздействие триумфальных выступлений на его физическое и психическое состояние было ощутимым. И наблюдение за происходящим с ним вызывало истинную радость.
Сегодня он непреклонен в том, что с его стороны мысль об уходе на пенсию никогда не рассматривалась всерьез. Он также дает понять, что Patient Number 9 был бы давно записан, если бы глобальная пандемия не вынудила его отказаться от студийных сессий, запланированных всего через несколько недель после мировой премьеры 21 февраля 2020 года Ordinary Man, получившего в итоге самые теплые отзывы со времен No More Tears 1991 года.
«Единственное, что держало меня наплаву в течение последних четырех лет — это запись этих альбомов», — признается он. — «Они не позволяли мне жалеть себя, потому что я был целиком сконцентрирован на записи. Эндрю великолепен, он очень умен, у него масса идей, и он работает очень быстро, что идеально подходит для меня. Он очень любезен и терпелив в общении со мной, потому что во время записи этого альбома мне приходилось принимать горизонтальное положение каждые пять минут, так как у меня очень сильно болела шея».
Пусть дальнейший путь отнюдь не выглядит для стареющего Князя Тьмы безоблачным, но ему есть, где искать опору и черпать душевное вдохновение для новых приключений. Например, в пламенном огне и духе бесстрашия, которые привнесли в его новый альбом маэстро-гитаристы Бек, Клэптон и Айомми. Этим троим, каждый из которых старше его, ничего не надо доказывать никому, кроме как самим себе, и это прекрасно понимает сам Осборн. Хотя он шутит, что их появление, возможно, стало порождением одной лишь скуки — «Не забывайте, что они, как и я, тупо сидели по домам и сходили с ума» — в его голосе звучит искренняя признательность и уважение, когда он расточает похвалы в адрес этой троицы, называя их «настоящими мастерами своего дела».
«Конечно, мы с Тони как будто вернулись в школьные годы, но он все еще способен меня удивить», — признается Оззи. – «Сначала я думал, что он этого не сделает, но этот парень всегда выкладывается по полной программе. Что бы вы ни говорили, Тони Айомми лучше всех умеет придумывать риффы. No Escape From Now был бы отличным треком для Black Sabbath. Но «сэббаты» закончились. Мы сделали свою работу».
На этом возвышенные эпитеты не заканчиваются. По беспристрастному мнению Оззи, игра Джеффа Бека на заглавном треке «ох…но потрясающая», а экзерсисы Клэптона в превосходном One Of Those Days он считает «ох…но великими». В этой песне есть припев: «Один из тех дней, когда я не верю в Иисуса» // ‘One of those days that I don’t believe in Jesus’, и в голосе Оззи сквозят озорные нотки вечного шутника, когда он предсказывает: «Полагаю, меня после нее обольют дерьмом. Но это не песня под девизом «Я антихрист», — поясняет он. — «Она о тех днях, когда все летит к еб…й матери, и ты сходишь с ума, пытаясь все исправить. Сначала, когда Эрик Клэптон услышал все это, он сказал: «О, я не уверен, что такой текст уместен». Поэтому мы попытались найти ему какую-то альтернативу. Мы попробовали петь «Один из тех дней, когда я не верю в Рождество», но это звучало как-то неправильно. Потеря веры в Иисуса гораздо лучше подходит по смыслу, когда мир превращается в дерьмо.
«Я думаю, что эта песня и весь альбом получились великолепными», — говорит Оззи. — «Хотя ведь ни разу не было такого, чтобы я приходил в студию и говорил: «Думаю, на этот раз мне стоит записать плохой альбом. Лучшая запись всегда та, которую записываешь следующей».
«Конечно, каждый раз, когда я слушаю диск, то слышу в нем нотки грусти, из-за того, что случилось с Тейлором Хоукинсом. Я встречался с ним несколько раз. При первой встрече он представился мне, сказав, что его боссом был Дэйв Грол. Он был великолепен. Такой милый парень. Скажу больше, мы записывались с ним за неделю до его отъезда [на гастроли с Foo Fighters по Южной Америке]. Так грустно.
«Сейчас мне семьдесят три, и на днях я говорил Шэрон, что сейчас умирает очень много наших друзей. Когда вы молоды, кто-то, кого вы знаете, может умирать каждые три или пять лет, но когда вам исполняется семьдесят, кажется, что кто-то умирает каждые пять секунд. Сейчас самое ценное, что есть у любого из нас — это время».
А оно неумолимо бежит вперед. К концу этого году клан Осборнов должен пополниться двумя новыми членами: сын Оззи Джек Осборн и его подруга, модельер Ари Гирхарт, а также дочь Келли Осборн и ее парень Сид Уилсон из Slipknot ожидают пополнения в семьях.
«У Келли все отлично, — говорит ее любящий папа. — «Предполагал ли я, что Сид войдет в мою семью, когда брал с собой Slipknot в их первый большой тур в 1999 году? Конечно нет, я ни хрена не знал заранее. Но Келли может любить того, кого хочет, а она очень любит его».
На вопрос, чего еще он ждет от 2022 года, Оззи мгновенно отвечает: «Моего выздоровления», и говорит, что движется к нему буквально шаг за шагом, день за днем. Они с Шэрон готовы собрать чемоданы, покинуть Америку и вернуться домой в Англию. И день, когда они действительно сделают этот шаг, похоже - не за горами, учитывая, что дом семьи в престижном районе Хэнкок-Парк в Лос-Анджелесе уже выставлен на продажу за кругленькую сумму в $18 млн. Так то, если кто-то из читателей Classic Rock имеет достаточно глубокие карманы он может задуматься о смене обстановки.
Что касается самого Джона Майкла Осборна, то у него по-прежнему остаются собственные мечты.
«Я все еще хочу записать пластинку, которая станет номером один в Англии», — говорит он. — «И этот альбом достоин того, чтобы быть на первом месте. Никто ведь не думал, что Black Sabbath с нашим последним альбомом 13 станет номером один, так почему бы мне не помечтать? Я сделал все, что мог, и я счастлив, теперь поклонники должны решить его судьбу».
На пороге старина Оззи снова обнадеживающе кудахчет. «Что бы ни случилось, — весело говорит хозяин дома, — я не позволю миру забыть обо мне!»
Patient Number 9 вышел 9 сентября на лейбле Columbia Records.
Текст: Пол Брэнниган. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 305 (сентябрь 2022)