Всем Доброго Аудиофильского!
Что-то захотелось мне тут про Экономику побузить снова.
Как и положено про Мировую, а не всякие там Микруха с Макрухой.
И темка такая сегодня, скажем так основополагающая. Без нее по сути не возможно понимание Мировой Экономики.
Давайте я сам сначала часики покажу.
Вот это те самые часики.
Поставили их в Нью-Йорке, в 1989м году. За пару лет до падения Социализма.
И я не просто так их часиками назвал. Дело в том, что одна из легенд о схемотехнике этого счетчика, гласит, что от там просто как секундомер щелкает. Да мало того, еще и в минус отматывать не умеет. Прям как часты Монтана тех лет. Мотает только вперед.
Это конечно легенда. Понятно, что на таком табло, управление - это цифровая клавиатура в подсобочке, и оператор каждый день цифорки вводит.
Но эта Легенда - она не с проста.
***
Но давайте сначала отмотаем лет эдак тыщи на 4 назад.
Когда еще племена были.
И вот один чувачок взял да и колесо изобрел.
А другой посмотрел. Елки. Да с ним же ездить можно значительно быстрее. Грузы перевозить легче.
А другой, лежа на некотором подобии дивана - да елки. Я вам тут ща конвеер соображу!!! Как раз колесики нужные.
Ну и сделал.
Начал горшочки производить. Глиняные.
А другой чувачок посмотрел. Посчитал. И вдруг такой. "Чуваки!!! Если сюда еще пару рабочих подтащить, то можно нон-стопом работать, и всему населению горшочки раздавать"
А другой подумал, и что-то еще изобрел. Причем это что-то потребовало пыльцы(каменной крошки) из пещеры, что вот там вот растет на горизонте, и только там.
Ну окей. Наладили круглосуточное производство с необходимыми темпами подвоза сырья.
И тут другой чувачок такой. "Народ. А пещера-то скоро занкончится. Я уже вижу свет в конце тоннеля, и там как бы дырка на попе сияет."
Но все случилось еще раньше. И проблема, которую он увидел - это мелочь оказалась.
Просто товар люди перестали новый использовать. Он на складах залеживаться начал.
Оказалось, что данный товар этому обществу, в таких количествах не нужен. А скорость его износа...
Ну в общем возникла идея переделать конвеер для других товаров.
И тут оказалось, что этого в его конструктив никто не закладывал. И что он для этого вот вообще не приспособлен. Проще новый поднять, а этот, со всеми затратами на создание - выкинуть.
Тут новый мужик - народ, надо сразу делать конвееры пригодными к изменению товаров.
***
Прошло лет 100.
И тут другой теоретик. "Народ. А вот вообще правильно ли мы делаем? Может нам нужно делать конвеер более компактный, чтобы он на циклы износа не спеша работал?
Или лучше наоборот? Делать так, чтобы он за неделю все шлепал, и дальше другой продукт?
Как лучше? Один большой универсал, или 10 мелких и медленных?"
Понятно, что зародилось 2 течения, которые потребовали новых теоретических и практических исследований.
***
Еще лет 150 спустя, возникла новая мысль.
Если теперь у нас есть куча разных конвееров, с разными алгоритмами. То зачем это все? Астрономы вона чего говорят про вселенную. Зачем нам это все?
Но тут кто напористее сказал, что давайте тогда так. Мы теперь делаем продукцию такой, чтобы она развивала мир. Чтобы эволюционировала.
Что там писатели фантасты говорят? Люди через 500 лет будут на коврах на луну летать? Ну вот и давайте Разделять и Властвовать над каждым микрошагом в достижения этой цели.
Но чтоб через 500 лет, а вот на ковре да на луну.
Тут конечно, люди, что слушали этого говоруна, они пальцем у виска. Мол ты бы про селедку к вобле чего. А ты тут. 500 лет вперед.
Ну и давай расходиться.
А вождь такой подходит к пацану, кладет руку на плечо "Не переживай. Нам просто нужна эволюция системы образования. У этих в головах у них даже культура лишь в зачатке.
Ты их труселя видел?
Мужики по пол часа тесемки развязывают, когда по делам надо, а у девченок вроде побыстрее, да не рассказывай мне про Сказку О Царе Салтане.
Про это твое, то шмелем, то комаром, то мухой."
***
В общем еще лет 500 прошло.
Уже и университеты появились, и школы.
И тут такой момент.
Вот первоклашки. Вот они берут супер дорогой пергамент, который страшный дефицит. Берут чернила, еще более дефицитные. Берут перья, которые тоже еще добыть надо.
И давай каракули выводить. И ладно бы планово и на уроке. А они это на переменах делают.
И тут бы им запретить это дельце. И даже попробовали. Даже левую руку некоторым за спину привязывали.
А вдруг оказалось, что Ускорение Научно-Технического Прогресса требует, чтобы они на переменах переводили по чем зря дефицитный пергамент.
У них так фантазия и смекалка развивается.
Но все еще хуже, когда они на завод разработчиками идут.
Мало того, что они с десяток схем одного изделия собирают, чтобы лучшую выбрать.
Так они потом еще с десяток сотен изделий клепают, чтобы выбрать лучшую топологию печатной платы с учетом специфики конвеерных процессов.
Это ж какой иррациональный подход-то. Это сколько дефицита в пустую переводится на прототипирование всякое?
Но и без этого Прогресса не будет. По крайней мере в заметном для одного поколения темпе.
Но это не все.
Тогда же вдруг заметили, что ученый - он в среднем 8 открытий делает за свою карьеру.
Первое когда Диссер пишет, а потом еще 7 раз отмечается.
Но дальше еще одна интересная статистика.
Средний возраст первого открытия в электронике и прочей инженерной механике - 28 лет.
Средний возраст открытий по Химии - 34. Менделеев как раз в этом возрасте табличку нарисовал.
Средний возраст открытий в Экономике - 38.
Во врачевании - 43.
В психологи - 48.
В политике - 66.
В философии - 84.
А кто такая эта Философия?
Ну там на самом скучном в универе предмете говорили, что она мать всех наук.
А что это такое?
Ну давайте быстро. Сначала были звезды. И народ о них философию гонял. Потом это Астрономией стало.
Потом были разговоры о политике - это в политологию вышло.
Потом о мудрости поведения уважаемых людей, в их отношении к другим людям разговоры пошли - в психологию выделилось.
Потом философия взяла да и объединила все науки и выдвинула Экномикический Анализ Поведения Субъектов и Идивидов, и пути оптимизации их деятельности, с целью улучшения благосостояния населения, а также методы внедрения оных в обеществе. Точнее говоря Римское Право.
Потом про экономику государства разговоры пошли.
А потом и вовсе кто-то книжку написал с названием Сумма Технологий.
Т.е. Философия сегодня - это отрасль которая анализирует теоретические достижения других дисциплин, и формирует пути дальнейшего их развития. Причем с оглядкой на изменение жизни людей.
Помните эти разговоры, что раньше все книги читали, а теперь все в телефоны уткнулись и поговорить в метро в час пик стало не с кем?
Когда книгу-то читали - мы ж все такие разговорчивые были. Обложки же аж кричащие были. Мы же прям орали, что Толстого читаем - не подходи!!! У нас с собой еще 3 тома лежит.
А теперь в руках черная коробочка. Что мы там в ней читаем? Не понятно. Не кричит техника.
***
В общем еще лет 100 прошло.
И вот мы в 1946м году.
Совсем недавно 3 Эпичных Мужичка, с простым карандашом и ластиком, карту мира рисовали, исключительно на основании межличностных договоренностей.
Через 20 лет это назовут Психологией Лидерства, и игрой в перетягивание эмоционального каната.
А еще через 40 Конфликтология введет термин Эмоциональные Качели.
Вот они там сидели в кабинете и этими самыми качелями мир на 2 полюса и 3 фокус группы пилили.
Собственно США, Европа и Соц-Блок.
К этому моменту в научной части Ускорения Научно-Технического Прогресса родилась теория, что исследование должно быть повторено минимум трижды в 3х разных уголках планеты.
А ну как там гора какая наводку дает? И через нее свет в конце туннеля дыркой на попе сияет?
И вот раздел мира. Европа урвала себе Австралию, в целом не слабую такую географию. 2 точки в разных концах света найти можно.
США с Японией и Южной Корей - Латинскую Америку.
А Соц Блок - Опа! Так вот зачем они Кубу отжали!!!
***
При этом разделении географии, с некоторыми странами был заключен некоторый Социальный Договор.
Суть его такая. Мы, страны наиболее эффективно делающие Научно-Технический Прогресс обязуемся делать его и далее. Оптимизировать. Доводить до Ума. Делать это порой крайне не рациональными и избыточными путями, исключительно с целью максимально ускорить его движение.
А вы, страны Третьего Модуля(блока питания) - будете нас кормить, а так же мы будем без всяких ограничений вывозить у вас Пыльцу Из Редкой Пещеры Растущей На Горизонте.
При этом когда мы у себя доведем Прогресс, и разработаем эффективные модели обучения населения ему, обязуемся все долги вернуть. Мы Честные, Благородные, и Гордые В Своем Благородстве!!! Мы все это в долг у вас берем!!! И потом обязательно ВЕРНЕМ!!!
Тут еще история есть. Китайский Алфавит называется. Проблема в том, что его не могут освоить 20 процентов населения Китая.
Вот вообще. В первом классе школы. А это как бы 200 миллионов человек. Это ж как бы население США, СССР, и Европы целиком взятой.
Вы ведь не хотите, чтобы мы вам такой Сырой Прогресс вернули?
Тут правда нужно сказать, что 19 процентов из этих 20 в Китае при изучении латиницы вполне полноценные по интеллекту люди.
Да вот Юридическая Модель Китайского Образования их от учебы еще в первом классе отстраняет. А дальше сами все понимаете. Если ребенка ничему не учить, назвав его не полноценным. Что из него вырастет?
В общем такой Сырой Прогресс и правда не нужен.
***
И вот год 1989й. Один дядечка. 74х лет от роду.
А Диссер все таки писать начинают лет за 5 - 10 до открытия.
При этом дядечка хорошо поработал в прошлые годы. Миллионером был.
И вот он берет и на свои этот самый Счетчик Национального Долга на стену вешает.
И не где нибудь, а в Нью-Йорке - финансовой столице, что в Прогресс Инвестирует и Темпы Оного Анализирует всеми мониторящими средствами, какие только придуманы.
Мол народ. Вообще-то пора уже и отдавать начать?!!
Или еще нет?
Нам может показаться, что через 2 года отдавать начали.
В Страны Соц Блока внезапно ринулся Прогресс Бытовой Техники. Причем преимущественно из США и Японии.
Ведь Китай тогда производил такое, что никто их продукцию добровольно не хотел.
Была Корея, что делала лучше чем в СССР, но не сильно. Была Япония. Была Франция. Была Голландия. Германия. И США.
И по части Компьютеризации США явно оказались шустрее Европы. Хотя бытовых заслуг Филлипса отрицать мы не можем. И на тот момент Цифровая популяция в бытовом секторе жизни в лидерах была именно Голландская.
Но все это разом вдруг ринулось в Соц Блок. Но не во весь. СССР под возврат долга попал. А вот Китай нет.
Но при этом счетчик долга продолжал прибавлять свои значения.
А вот в 2000-2002м...
Помните эти времена? Это когда массово компы и мобильники пошли.
А еще тогда Китай начал делать вполне приличную технику, которая и не ломается, и выглядит солидно.
Так вот в это время, когда технологии Хлынули В Китай - счетчик отключали. Потому, что "в его конструкции не заложен обратный ход".
А по факту сумма Национального Долга США тогда понижалась.
Они во всю возрващали долг, в виде Современного И Вполне Так Солидного Прогресса!!!
Компы уже во всю видео крутили, и музыку играли. Фотики уже цифровые появились. Причем даже зеркалки.
Машины стали интеллигентными "Чуть за рулем уснул - вот тебе подушечка".
Интерфейсы интуитивно-понятные появились. За них даже награды Филипсу давали. Как сейчас помню, что мобильник их тогдашний такую срубил.
Т.е. Национальный Долг, это когда люди других стран работают над обеспечением Научно-Технического Прогресса в странах которые его делают, сами при этом Прогресса не получая, и пребывая в ожидании момента, когда Прогресс дойдет до Кондиции!
По сути это долгосрочные инвестиции в Научно-Технический Прогресс от Третьих Стран.
По аналогии с третьими лицами. Поэтому и второго мира не существует. Нет такой нормы даже в лингвистической модели языка. Особенно в вопросах Инвестиций.
Но эти инвестиции нужно возвращать с прибылью. И мы видим, что это регулярно происходит.
***
Тут еще нужно сказать, что в Германии тоже такой счетчик есть.
И нужно еще отметить один важный момент. СССР делал Научно-Технический Прогресс! Просто не во всех отраслях разом, а только в самых масштабных.
И когда заграничные товары на его территории ринулись - мы видим, что счетчик не останавливался. Т.е. это был другой процесс обмена технологиями. Это на самом деле не был возврат Национального Долга США в направлении СССР.
Это был обмен товарами на других основаниях.
Не был СССР Третьим Инвестором.
В нем была Альтернативная модель Ускорения Научно-Технического Прогресса. В чем-то не самая эффективная, в чем-то наоборот, Необходимая для Мирового Прогресса. Но он его делал. Он был страной делающей Прогресс.
Но если так. То тогда и у страны преемнице долгов СССР, есть долг за обеспечение Темпов Прогресса?
Но тогда чем его отдавать? Где товары, которыми его возвращать нужно?
И тут я скажу только одну фразу "Открой свой бизнес!!!". Мы в Капитализме. Тут по другому нужные товары не появляются. Или ты "светом в конце тоннеля" его возвращать собрался? Россияне вообще-то тоже, Честные, Благородные, и Гордые В Своем Благородстве!!!
Спасибо, что дочитали!
***