Найти тему

Большое сознание

Возбужденые нейроны головного мозга.
Возбужденые нейроны головного мозга.

Мне повезло, один год я полную весну, лето и осень прожил в деревне, занимаясь садом, огородом и пчелами.

Я жил в непосредственном контакте и сотрудничестве с этим удивительным творением природы - пчелиным сообществом. Это совершенно особый тип разума. Иное, отличное от человеческого, устройство сознания.
Я был начинающий пасечник и мне, иногда, доставалось от разгневанных пчел. То с какой яростью и отчаянием эти маленькие создания защищают свои семьи всегда восхищало меня. Абсолютная самоотдача во всем и полная жертвенность ради семьи.
Редко, но все же такие моменты были, когда я попадал в гармонию с их ритмичной жизнью, полной удивительных ситуаций. Многое я увидел и узнал и оценил по другому.

Насколько точно, сбалансировано и рационально протекает жизнь роя можно только удивляться. Все функционально, личность отсутствует, есть только служение общей цели. Главное это выживание, но не отдельной пчелы, а роя. Жесткая диктатура, даже не пчелиной матки, ее тоже иногда довольно бесцеремонно меняют на более молодую и продуктивную, а самой пчелиной стаи, совокупности живых особей, объединенных целями выживания.

Наблюдая и жизнь муравейника и жизнь пчелиной семьи мы удивляемся на какой высокой ступени сознания существует этот совокупный разум насекомых. Там есть все кроме эмоций и сантиментов. Это холодный с нашей точки зрения рациональный разум. Только сообщество и ничего более. Рой живет в динамике, рабочая полевая пчела-труженница изнашивается и погибает за 45 дней, она не проживает и полного летнего сезона. Матка живет три года и более и первые два из них очень продуктивна, откладывая от 2 до 3 тысяч яичек каждодневно. Рой все время само-воспроизводится и обновляется, следовательно жизнь роя не есть жизнь отдельной пчелы - это жизнь группового сознания, малой частицей которого и является отдельная пчелка.

И сознание это не простое, а распределенное, полевое, где нейроны каждого отдельного существа соединены на полевом принципе со всеми другими. И где-то здесь существует порог, одна пчела еще не разум, две тоже и вот с какого-то их количества критическая масса нервных клеток достигает порога и возникает! Буквальным образом возникает тот разум который и есть этот пчелиный рой.

Он знает все, он соотносится с календарем и солнцем, он знает погоду и контролирует на только улей, но и территорию, и знает цикличность своего существования.
А каждая отдельная пчела, это его глаза, его органы исполнения. И это большое сознание улья - Разум, он не однослойный, он - иерархичный, что, видимо, обусловлено целями экономии и миллионами лет адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Как утверждал Гребенников, человеку - с его не более чем 2-х миллионолетней историей, - есть чему поучиться у насекомых, которым как минимум - 200 миллионов лет.

Меня всегда удивляли эффекты большого сознания и я насколько позволяли обстоятельства старался не пропускать мимо себя всю информацию с этим связанную.

Мистический танец птиц в стае. Ссылка на полное видео этого волшебного зрелища: https://www.youtube.com/watch?v=_tZvHIyUvPM
Мистический танец птиц в стае. Ссылка на полное видео этого волшебного зрелища: https://www.youtube.com/watch?v=_tZvHIyUvPM

Меня удивляло как стая перелетных птиц, может пролететь 20 тысяч! километров и точно сесть на то озеро, где их предки откладывали яйца уже, видимо, десятки тысяч лет.

Как рыбы идут на нерест на столь же гигантские расстояния. Как косяк сельди - одномоментно! реагирует на хищника и видно что это единовременный маневр, единого существа, не тратится время на передачу информации, все рыбы - как одна. Точно так же и с птичьими стаями. Я видел на окраине Барнаула огромнейшую воронку ворон с каким-то ликующим экстатическим воплем кружащуюся в течении получаса и, всасывающую в себя тысячи птиц, черное облако буквально застилающее небо.
Потом в какой-то момент, отпустило и рассыпалось единство, все полетели по индивидуальным личным делам. Большой разум провел слет активистов и распустил по городам и весям)).

Получается что до определенного момента, до критической массы разума стаи как бы нет, есть отдельные птицы и потом... происходит ВКЛ. И оно вбирает каждую отдельную тушку птички - оно и есть гигантское полевое ВОРОНО, или СКВОРЦО. А вот где этот разум когда не хватает количества нейронов для состояния ВКЛ. Получается что его нет. Он есть только гипотетически, в потенциале. В нейроклетках мозга пчел, муравьев, птиц, рыб...

И вот тут мне, наконец-то, удалось понять что такое сознание человека. И первое что я увидел, что сознание человека не появляется внезапно с момента и одновременно с нашим рождением. Нет.

Мы осознаем себя с возраста двух - трех лет вспышками, а потом уже помним себя последовательно. То есть человек рождается, осваивает всякую моторику: двигаться, есть и ходить, переваривать, реагировать, но при этом количества мозгового вещества, нейронов не хватает для появления Сознания. Поэтому так непропорционально быстро вырастает голова у ребенка, тело как можно быстрее старается достигнуть порога сознания. И, в какой-то момент оно возникает: "ВКЛ".


Точно так же, но в обратной последовательности, когда мы умираем от естественного старения, клетки мозга выходят из строя, сознание постепенно затухает ослабевает и исчезает точно также как и истаивает снежинка... ВЫКЛ.
Получается что сознание человека подобно сознанию улья и муравейника, только у муравьев нейросеть распределенная, а у нас сконцентрированная в черепной коробке.

Соответственно, вырастая и осознавая себя, мы ассоциируем себя с телом, поскольку именно посредством тела приобретаем всю информацию об окружающем мире. И здесь берет истоки большая ошибка с точки зрения формирования личности и ее развития. Если бы мы, с как можно более раннего момента, понимали что мы не тело и не набор наших убеждений, связанных с жизненным телом, а нечто, что использует и тело и личность и сами нейроны как жизненно важные, но все же носители, аппаратную и програмную часть.

А мы есть - Сознание, чистое и совокупное полевое явление, изначально заложенное в свойства отдельной нейроклетки, но возникающее только как совокупность волновых потенциалов. В итоге мы могли бы не столь трепетно относится и к телу и к личности, развенчав их, лишив короны и отправив заниматься своими делами.
Собственно говоря, это открытие для меня некий инсайт... потому что я ходил рядом с этим пониманием почти всю жизнь и ни разу конкретно этот эффект сознания человека и родственность его принципов с групповым сознанием муравейника, роя или стаи не осознавал. Возникает совершенно новый и точный ответ на вопрос кто я? И это мое сознание не есть пустота, а это поле, не мозг и не сами нейроклетки, это более высокое явление.
В этом смысле когда аппаратура устает и нейроклетки отключаются, сознание засыпает, уходит ниже порога существования. Аппаратура перезаряжается, восстанавливается и мы возрождаемся. Птица Феникс. Это аллегория и метафора сна. По сути, как Сознание, мы умираем и рождаемся каждый день.
Но мы настолько само отождествлены с аппаратурой, что панически боимся смерти, того что по сути есть наш каждодневный опыт и что мы проживаем день ото дня.

(далее в кавычках с наклоном цитата из книги)

"
Кто ты есть?

- В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:
"Что, по вашему мнению, является самым отвратительным на свете?"
Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни... В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:
Кто вы?
Я, Джон Смит.
Нет, это имя, но кто Вы?
Я телерепортёр такой-то компании...
Нет. Это профессия, но кто Вы?
Я человек, в конце концов!..
Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?..

Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать. Монах заметил: " Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть".



И вот теперь я, похоже, нашел свой ответ который меня вполне устраивает. Большая часть жизни уже прошла, но тем не менее исходя из новых данных я могу перепостулировать себя.
И зная, Что же я такое, назначить себе соответствующие этому знанию новые цели.

Сознание безсмертно, многоуровнево и мы, только маленькая часть этой безконечной махины.