использование авторских произведений.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), действуя в качестве агента от имени, по поручению, за счет и в интересах французского общества, заключает с театром (далее - Театр) лицензионные договоры, регулирующие порядок использования авторских произведений.
В силу предоставленных французским обществом полномочий Общество не только представляет его интересы при заключении и последующем исполнении указанных выше договоров, но и выступает агентом, участвующим в расчетах, принимая от Театра на свой расчетный счет выплаты, причитающиеся французскому обществу с последующим перечислением таких выплат на его расчетный счет.
В связи с тем что французское общество не является налоговым резидентом Российской Федерации, Общество полагало, что в силу положений п. 5 ст. 161 Налогового кодекса РФ оно является по отношению к французскому обществу налоговым агентом по НДС и несет обязанность по удержанию и уплате в соответствующий бюджет указанного налога с суммы вознаграждения, полученного в интересах французского общества от Театра.
Однако Театр, ссылаясь на положения п. 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ, при перечислении вознаграждения, предназначенного для французского общества, уже произвел удержание НДС в размере 20%.
Вправе ли в этом случае Общество перечислить французскому обществу сумму вознаграждения без удержания НДС?
Обязан ли Театр предоставить в адрес Общества документы, подтверждающие факт удержания и выплаты сумм НДС с сумм вознаграждения, получаемого Обществом в интересах и от имени французского общества?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2022 г. N 03-07-08/64027
В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче на территории Российской Федерации российской организацией, действующей в качестве агента от имени, по поручению, за счет и в интересах не состоящего на учете в налоговом органе иностранного лица, прав на использование авторских произведений Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче патентов, предоставлению лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации услуг по передаче прав на использование авторских произведений, оказываемых иностранной организацией российским лицам, является территория Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Кодекса при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
Учитывая изложенное, при передаче на территории Российской Федерации российской организацией, действующей в качестве агента от имени, по поручению, за счет и в интересах не состоящего на учете в налоговом органе иностранного лица, прав на использование авторских произведений данная российская организация выступает в качестве налогового агента на основании пункта 5 статьи 161 Кодекса и уплачивает налог на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 1 статьи 174 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
04.07.2022