Найти тему
Маша Б-С

Можно ли торопить развитие ребёнка? Собственный опыт и размышления.

Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Статья будет не про развивашки и раннее развитие, как может показаться из заголовка - говорю об этом сразу.

Хочу рассказать о своей ситуации с ребёнком (сын, 2,7г). Текст этот для меня довольно сложный, а то, что происходит сейчас - сложно вдвойне. И мне нужно было решиться, чтобы это написать.

У меня нет ответов на поставленные вопросы. Я не знаю, была ли я права.

Просто мысли вслух и очередное "многобукв".

Итак. В идеальном мире маленького ребёнка не нужно ничему учить. Он сам, глядя на взрослых и подражая им, начинает есть ложкой и вилкой, сам отлучается от груди, сам приучается к горшку, потому что организм даёт ему соответствующие сигналы, сам учится одеваться и раздеваться, просто играя с одеждой и наблюдая за родителями, сам учится говорить. Всё сам. Родители лишь создают ему комфортную среду, где вещи расположены на удобном для ребёнка уровне, где царит любовь, понимание и принятие. Ребёнка не тащат вперёд, не подталкивают, а лишь наблюдают за его стремлениями и немного помогают. Таким образом, развитие происходит максимально естественно и правильно для ребёнка, без искусственного ускорения.

Это в идеале. И да, такие дети есть.

В реальности же чаще бывает по-другому. Просто комфортной бытовой среды оказывается недостаточно. А родители - не всёпрощающие и всёпонимающие роботы, а живые люди с нежелезной нервной системой, которые, конечно, любят, но могут и наорать, и нагрубить, потому что ну сколько можно-то уже.

И ребёнок просто "из атмосферы" навыки не ловит, не учится. Его надо учить. И родители учат. И по нормам получается всё правильно: должен к такому-то возрасту делать вот то-то - он и делает. Но для вот этого конкретного ребёнка, в его темпе развития, это рано. Ему не дали пройти путь самому, а за уши потянули вперёд, потому что так надо. И навык как бы освоен, но не на 5. На 4, а то и на 3 - в общем не до конца. С расчётом, что ну вот начало положено или даже почти идеально уже, а дальше оно само доразовьётся. Тут уже только тренировки, только практика.

И навык действительно дальше развивается. Но вот какой ценой?

Теперь перейду от теоретических рассуждений к тому, что меня так беспокоит. Одежда и психика.

Если верить Интернету, то к двум с половиной годам ребёнок должен переодеваться по большей части самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Саше 2,7г - ситуация обстоит именно так. Но самостоятельное переодевание не свалилось с неба, мы с мужем сына этому учили, да и продолжаем учить до сих пор. Собственного стремления делать что-либо с одеждой у Саши не было. Т.е для этого конкретного ребёнка это было рано. Самому ему была интересна только обувь - собственно, обуваться и разуваться он и научился сам.

Сейчас навык переодевания есть, но на 100%, идеально, он не отточен. Нет-нет, да что-то пойдёт не так. И каждый (!) раз, когда что-то идёт не так, у ребёнка истерика. Т.е он понимает, что от него ждут, что он сможет надеть условную водолазку, в какой-то момент, в 1001 надевание у него это не получается - и всё, тут же ор, визг на весь дом. Просто дикий крик! Сразу же, при первом ощущении неудачи.

Выглядит это так, как будто нервная система не выдерживает нагрузки и даёт сбой при малейшем "нажатии" на неё. В целом такая реакция бывает на неудачи не только с одеждой. Но в одежде - хуже, громче, истеричнее всего.

На это накладывается кризис 3 лет (не знаю, сам это кризис уже, или пока так, репетиция?). Когда ребёнок круглосуточно спорит со всем, что слышит (буквально! Я могу говорить с кем-то по телефону, Саша слышит обрывки фраз, обращенные не к нему и смысл которых не понимает, но всё равно спорит). И не только спорит, но и не даёт себе помогать. И в тот момент (возвращаемся к одежде), когда 2 ноги оказались в одной штанине и Саша прекрасно понимает, что это неправильно, он начинает на весь дом орать "всё правильно, всё правильно!!!!" и шарахаться от меня, лишь бы я не дай бог не помогла. Как бы ласково и дружелюбно при этом я не предлагала свою помощь.

Пока получается, что единственный выход, который я из этого придумала - непосредственно перед каждым одеванием проговаривать, что надо делать, если что-то не получается, и нужно ли при этом орать и истерить. Как ни странно, часто это реально помогает (но не всегда 😏).

Глядя на всё это, я думаю, что может быть, я была не права и нужно было дождаться, пока Саша сам дойдёт до всех этапов самообслуживания. И не надо было его торопить, давая его нервной системе такие пинки, с которыми она, как выяснилось, не в состоянии справиться.

С другой стороны, а сколько нужно было бы ждать? К совершеннолетию, понятное дело, научится. Ну а если серьёзно? Сколько историй вы слышали, а может, и лично видели, когда дети в 3, 4, 5 лет, не имея физических и психических отклонений, не умеют ничего или почти ничего? Ведь их много!

И это не дети-маугли, выращенные животными в лесу. Нет, они живут в городе, у них есть родители. Но вот они не улавливают из среды! Их надо учить, им надо показывать, им надо объяснять. И мой сын явно относится к этой категории. И сколько бы я ждала, пока он научится всему сам? Ответа нет. Может быть, я поторопилась на месяц и получила бесконечные скандалы и истерики на пустом месте. А может, он только к школе научился бы одеваться. И что тогда?

Моторика, крупная и мелкая, да и вообще физическое развитие в этом возрасте - это основа, базис. Ребёнок может не знать африканских животных и геометрические фигуры, но уметь натянуть на себя штаны, захватить ложкой еду и отправить её в рот, помыть руки и вытереть их полотенцем - должен уметь в первую очередь. Без этого развитие не будет гармоничным, а информация из книжек даст не знания, а перекос в мозгах.

И вот моя личная проблема в том, что мне легко как раз-таки учить с Сашей информацию - всё, что касается тупо запоминания, идёт легко и великолепно. И очень велик соблазн впихнуть как можно больше. Я себя останавливаю. Потому что это не настолько важно. Важно - уметь вытереть тряпкой воду, которую пролил. Важно есть не как свинища (здесь даже слово "свинья" не подходит😏). Важно убирать за собой игрушки перед сном.

И это сложно. И ему - научиться, и мне - научить.

А вот буквы с цифрами выучить в 1,8г было легко. Вообще без проблем.

И вот какое-то время назад логопед-дефектолог, на которую я подписана в Дзене и чьи статьи мне, слава богу, неактуальны, но профессионально очень интересны, напрямую связала раннее обучение знаковым системам (как раз буквы и цифры) с последующими срывами у ребёнка: истерики, проблемы с туалетом, нервные тики. Мол, ребёнок был не готов, вы впихнули эту информацию - через какое-то время получите-распишитесь.

И честно, это утверждение не даёт мне покоя. С одной стороны, его невозможно доказать. Чтобы можно было утверждать нечто подобное, надо провести какие-то невообразимые исследования. С другой, этот человек - специалист, и всё остальное из того, что она писала, выглядело совершенно верным и точным.

С третьей стороны, конкретно у Саши я ни разу не видела психозов, как-либо связанных с буквами-цифрами (но она как раз делала акцент на том, что это проявится позже просто в поведении).

С четвёртой, я не понимаю разницу для ребёнка между тем, чтоб выучить, условно, тигра и букву А, собаку - и букву Б и т.д. Но наверное, она есть.

Как итог. Сейчас у нас с Сашей оооочень сложный период. И нервная система не выдерживает у всех. Ну не могу я быть этой супер-матерью, которая с исключительным пониманием относится к детским истерикам и психозам и думает лишь о том, как помочь ребёнку, а не "тебе самому ещё орать не надоело?!?!?!?!?!?!". Очень хочу, но не могу. А когда мама всё время на взводе, ребёнок спокойным не будет. Замкнутый круг. Про мужа вообще молчу - он просто вспыхивает как спичка, вообще такое поведение у Саши выдерживать не может. Нервных клеток не хватает.

Короче, нездоровая это атмосфера. От слова совсем. И ответственность за её "оздоровление" должны брать взрослые. Я пытаюсь, честно. Но успехи так себе.

Ну вроде выговорилась.

Интересно, досюда хоть кто-нибудь дочитал? 😅

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Пишите своё мнение в комментариях!)