Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года, а первый прототип был готов к середине 1958 года. От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму, ухудшая плавучесть. В отсутствие других подходящих силовых установок было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года
Помимо ГАЗа, во второй половине 1950-х годов созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости занимались параллельно, фактически на конкурсной основе, сразу несколько конструкторских бюро: Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода с «Объектом 1015»; Бюро внешних заказов ЗИЛа с ЗИЛ-153; Алтайский тракторный завод с «Объектом 19» и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, Объект 19 же относился скорее к классу БМП и имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49, как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный[8]. Дополнительным фактором, сыгравшим роль в принятии этого решения, стала силовая установка ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение «авантюрным» и «безграмотным», оно очень понравилось военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. В результате ГАЗ-49 был приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 года принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П — «плавающий»)
БТР-60 принимал участие в пограничном конфликте на острове Даманском (1969 г.), в Афганской войне (1979–1989 гг.), в конфликтах на постсоветском пространстве (по настоящее время). В 60-х и 70-х годах ХХ века СССР массово экспортировал БТР-60 в азиатские, африканские и латиноамериканские развивающиеся страны, где они участвовали в многочисленных войнах и конфликтах. На данный момент БТР-60 остаются на вооружении армий и военизированных группировок 48 стран.
БТР-60 обладает прекрасным потенциалом для развития и модернизации. На его базе в СССР были созданы БТР-70 и БТР-80, многочисленные модернизации проводились в странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.
машина имела множество модификаций серийных ,опытных таг же служила стендом для отработки каких то новых решений :
Испытания ракеты «Лотос» велись на Гороховском полигоне до 1966 г . с переоборудованного бронетранспортера БТР-60П
Советским ответом на Davy Crockett стал комплекс двух 230-мм безоткатных орудий «Резеда» на шасси БТР-60ПА. Стрельба велась неуправляемым надкалиберным твердотопливным реактивным снарядом 9М-24. Диаметр боевой части снаряда составлял 360-мм при общей длине снаряда 2,3 метра. Вес всего снаряда 9М-24 — 150 кг, вес боевой части — 90 кг. Максимальная дальность стрельбы — 6 км, минимальная — 2 км. КВО — 200 м. Однако проект по неизвестным причинам был прекращён.
ГАЗ-99В прошел обширную программу стендовых испытаний, включая 300-часовые ресурсные. Удельный расход топлива в результате доводочных работ на стенде был доведен до 340 г/ кВт-ч (250 г/л.с.-ч). Работы над этим ГТД продолжились уже во втором послевоенном периоде. Одна из его последующих модификаций прошла испытания в бронетранспортере БТР-60
Установки «Алазань» применялись противоборствующими сторонами во время Карабахского конфликта, в частности, при штурме Шуши армянскими формированиями и для обстрела Степанакерта азербайджанскими. Они же использовались в начале 1990-х годов в Приднестровском конфликте. В 1992 году с помощью данной установки грузинской стороной было обстреляно осетинское село Гром