Я не старообрядец!
Прочитал Открытое обращение доктора богословия (http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/09/otkrytoe_obrawenie_k_staroobryadcam). Степанов отказался публиковать данный Ответ на "Русской линии", поэтому представляю на суд православных здесь на Дзене.
Вот во истину: "простота – хуже воровства", как, будто вокруг него сплошь люди безграмотные и истории не знают, а он единственный не только доподлинно владеет всеми аспектами начатого 360 лет назад раскола и продолжавшимися 250 лет террором и притеснениями народа, но и единственный правый в своем понимании прошедшего и происходящего.
Христолюбивые отцы купно признали рассуждение самой добродетельной добродетелью. И вот, в рамках рассуждения ради приобретения единомыслия есть необъемное желание расставить приоритеты по некоторым предложениям Открытого обращения.
Обращаться "глубоко мотивировано со словами молитвы Христа: "да будет все едино", - желание понятно и даже похвально. Однако, в первую очередь необходимо обратить внимание на правило более строгого отношения к Священному Писанию, где фраза "да будет все едино" в таком виде отсутствует. В Синодальном переводе, сначала Спаситель обращается к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». (Ин 17:11) Безусловно, речь идет об апостолах. Потом, продолжает и просит уже о всех, кто заявил, что верует в Его: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». (Ин 17:20-21) Здесь важно обратить внимание на то, что Он просит Отца: -: «соблюди их … чтобы они были едино» и «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня». Из чего следует, что единение во власти Отца. По воли Господа происходит единение верующих в Него. Вместе с тем, просит, чтобы были едины не всё и не все, а только те, "которых Ты Мне дал", "и о верующих в Меня по слову их".
Единение со ссылкой на Христа или со Христом может быть только в правде, а так называемая "Никонова реформа", проводимая под руководством царя Алексея и Никона вся построена на лжи, начиная с правки богослужебных книг и предательства царём Алексеем всего русского народа. "Вприсутствии и при одобрении русских царя, патриарха и многочисленного духовенства, не на обычной воскресной службе, а в неделю Православия, когда проклинаются все древние и новые еретики, заезжий учитель – патриарх Антиохийский – проклял в их ряду, то есть с максимальной торжественностью и официальностью, всех, крестящихся двуперстно; еще 4 года назад так крестились все русские и благословляли все русские священники, в том числе и иеромонах, игумен, архимандрит и митрополит Никон. Несомненно, точно так же крестились и благословляли в России и все приезжавшие сюда до Никона греки (в том числе и служившие на русских кафедрах епископы), либо потому, что они так же крестились и благословляли у себя на родине, либо боясь прогневить щедрых хозяев – милостынедателей и не видя в двуперстии чего-либо предосудительного или недопустимого"[1]. Потом сколько было фальшивок, фальсификаций письменных исторических источников истории России и сознательных подлогов с отчетливо выраженной идеологической целью. Оценкой всего этого непотребства может послужить заключение: "Правительство в полном составе изменило Отечеству и этой измены потребовало от народа"[2]. В целом, всем деяниям, совершенным с 1652 по 1905 годы по отношению к Русской Церкви до сих пор (2020 год) не даны настоящие соответствующие имена.
Вся ложь реформы подтверждена трудами: А. Денисова "Поморские ответы", 1723 г.; профессора Каптерева Н.Ф. "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович", 1909 г. и ряд других книг; Мельникова Ф.Е. "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви", 2009 г.; Кутузова Б.П. "Церковная "реформа" XVIIв. Ее истинные причины и цели", 2009 г. и ряд других книг; Крамера А.В. "Раскол Русской Церкви в середине XVII века", 2018 г., Пьер Паскаль "Протопоп Аввакум и начало Раскола". К этому списку можно прибавить еще не менее десятка русских и иностранных исследователей истории. Письма из народа, обращения людей разных сословий к царю, приведенные профессором Каптеревым Н.Ф. в своих трудах весьма красноречиво свидетельствуют о сатанизме задуманного. Только одна отмена "Стоглава" (1667 г.) символизирует начало умирания того царства, которое мы называем "Святая Русь". "Стоглавый собор "вменен ни во что, якоже и не бысть" – проще и честнее было бы сказать, что все прошлое Русской Церкви "вменено ни во что, яко не бысть"[3]. Все последующие Романовы и заменившие их немцы вплоть до 1905 года не только не могли отменить этот террор, но всячески способствовали Синоду. "Московский патриарх (Иоасаф II) и все русские архиереи утвердили в 1667 г. новые обряды (греческие), провозгласили ересью старые (русские) и благословили царя мучить и казнить старообрядцев, как он сочтет нужным и правильным"[4]. Пытали людей старой веры до смерти, рубили им головы на плахах, четвертовали, колесовали и тысячами жгли в срубах и на кострах. Довели до того, что Русь обезлюдила, народ разбегался по близь лежащим странам (налоги не с кого было собирать) Екатерина II (1729 - 1762 – 1796 гг.) вынуждена была вводить послабления, заманивания народ обратно.
Безусловно мы все должны стремиться исполнить пожелания Спасителя: - "да будут все едино", но это возможно только тогда, когда все согласятся, что ложь — это ложь, а правда – это правда. Раскол может быть прекращен, когда восторжествует правда и будет поругана ложь, но так будет, когда обе стороны будут хотеть правды.
"Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство". (Ис. 59:4)
Лжец в святом – преступник во всем!
Если вы - доктор богословия, утверждаете не двояким сердцем, когда пишите, что "Целью и поводом нашего единства может служить только любовь во Христе", ссылаясь на Евангелие: "по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", то расскажите, с какой любовью царь и патриарх столько народа извели за то, что народ не хотел отступать от старых обрядов - предавать веру отцов. Не говоря уже о тех, скольких разорили, обобрали и пустили по миру. Соловецкий монастырь восемь лет расстреливали из пушек, за то, что монахи хотели молиться по старым книгам. Регулярные войска взять не могли монастырь даже с помощью иностранцев, и только предательство обеспечило захват обители. Всех монахов, кого порубили, кого в прорубях утопили, и это не за преступление, а за книги и обряд древний и правильный. Так сильно царь любил русских монахов, убив со своими последователями, по некоторым подсчетам до 12 миллионов человек, на два с половиной века лишив народ элементарных прав, народ, благодаря которому существует это величайшее государство. Если мы друг друга убиваем, то нет между нами любви, а если нет любви, значит мы не ученики Его. Хороший пример покаяния показал нам в Послании к старообрядцам Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Зарубежом 13/26.10.2000 года: "мы взываем к преследованным: "Простите братья и сёстры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения"[5].
Как может быть, что "Церковь Христова стоит перед современными вызовами глобализации"? Глобализация происходит в мире, в котором живет общество. Церковь же не от мира сего. Разрушение же Церкви идет от сотворения человека, а "агрессивная антинравственная среда" очень хорошо показана:
Давидом в псалмах: "Сказал безумец в сердце своем: "несть Бог". Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?" (Пс. 52:2-5);
книгой Второзаконие: "Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас". (Вт. 9:24) "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла". (Вт. 32:28);
пророками: "Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?" (Иер. 5:25-31)
Нельзя согласиться и с тем, что "это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа". Пока не дана правовая оценка действиям и бездействиям всех участников революции, гражданской войны и разделения нашего народа, пока не установлено государством по каждому кто действовал по любви, а кто против Бога, при согласии всего народа, раскол не прекратиться. Пока не совершится праведный суд, время не вылечит.
Сейчас надо беспокоиться о том: а способны ли мы - народ на праведный суд?
"И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.
И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда". (Ис. 49:15)
Следующее утверждение: "Мы же каждый раз по уставу службы молимся "О соединении Церквей Божиих…"!", наводит на размышление – это что, такое глубокое незнание? Или "мы" уже ничего не боимся? Вспомните слова Спасителя: "и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф.16:18) Из сказанного ясно однозначно, что создаст церковь одну и если врата ада не одолеют ее, значит, она существует, следовательно, если Его Церковь существует одна, то все остальное, что мы называем церквями, ими не являются. Тогда о каком "соединении Церквей Божиих" возможно осмелиться молится? При таком понимании действительности, вопрос: "Или не нужно так молиться?" становится уместным.
Напрасно упомянут переворот 1917 года, - злодеяние века, а виновных нет, можно это назвать и "глобальной драмой нашего народа". На самом деле этот переворот следствие так называемой никоновской "реформы". У настоящих сыновей отечества – людей, которые в первую очередь живут ради поиска истины давно есть понимание того, что, если бы не было так называемой никоновской "реформы", переворот в 1917 году был бы не возможен. Богоборцы люди верующие, а равнодушные к религии никогда не поймут социальных и политических явлений. Почему народ перестал отвергать вольнодумство, потом общество и так называемую интеллигентность, а затем и атеизм? Потому что реформаторы дали прецедент попрания Святого. У народа должно быть Святое: это то, к чему нельзя прикасаться, о чем нельзя думать хульно - "Святая Святых". Если Святое можно отменить или переделать – то можно все! Что все? – Все!!!
В вопросе: "Разве не лежит на нас общая ответственность?" есть некая неясность, но руководствуясь изложенным в целом, будем исходить из того, что автор Открытого обращения в выражении "на нас" подразумевает лежащую ответственность, и на старообрядцах, и на никонианах. И вместе с тем, эта ответственность общая, то есть одна, и для тех, и для других. Если это так, то это уже чистое иезуитство. "Реформу" затеял царь Алексей, проводил патриарх Никон (1652 – 1658 гг. – всего шесть лет), а когда Никон в 1658 году отказался от патриаршества, царь Алексей продолжил руководство "реформой" единолично (с 1658 по 1667 годы патриарх не выбирался). Митрополиты и епископы из страха безпрекословно проводили "реформу" на местах, кроме епископа Коломенского Павла, которого за открытое несогласие Никон публично избил, заключил в монастырь и после многих мучений сожгли.
Ссылаясь на "лапотность" и невежество русского народа, заявили о неправильности всех служебных книг и что их надо править, сличая со старыми греческими книгами. Якобы греки благочестивее русских. Но на Руси знали, что греки подписали унию с Римом. Еще за сто лет до "реформы" (1551 г.), при Иване Васильевиче Грозном (греки нам не Евангелие) за принятие греческих правил было предупреждение: "да будет проклят, якоже Святии Отцы рекоша"[6] (Стоглав, гл. 31). Первая ложь "реформы" заключалась в том, что на Соборе было принято решение править со старых греческих книг, а правили с новых современных, которые издавались латинами иезуитами в Венеции и в Париже (в Константинополе турки запрещали грекам издавать церковную литературу), это был подлог, так как русские книги соответствовали греческим старым. Кроме того, из Киева навыписывали "грамотеев", поучать Москву, как правильно молиться. Там Русская Униатская Церковь на базе Брестской унии с 1596 года с помощью иезуитов готовила "хороших специалистов". Никон тоже, для гарантии успеха поставил грека иезуита во главе правщиков – Арсения Грека, осужденного и отбывавшего наказание в Соловецком монастыре за отступничество от веры. Никон самовольно его освободил и привез в Москву и назначил руководить правщиками. Народ в церкви отреагировал вполне логично: во-первых греки на Руси были не в чести за унию с латинами, грек и плут всегда были у нас синонимами, бытовали такие поговорки: "был льстив потому что был он грек"; во-вторых никто и представить не мог, что кто-то осмелится на попрание веры и обрядов отцов и дедов; в-третьих правки были зачастую не только искажавшие смысл на русском языке, но и не редко алогичны. Сравнение старых, дореформенных, и новых богослужебных текстов читайте в главе 1 книги Кутузова Б.П. "Церковная "реформа" XVIIв. Ее истинные причины и цели"; в-четвертых, вводились новины не имевшие оснований и следовательно объяснений. Со всем этим народ был не согласен и был прав: религия с Богом важней и дороже царя, патриарха и государства в целом. Показателем, насколько трагедия проникает в душу народную, является количество канонизованных русских Святых по годам их кончины:
В XV в. - 86;
в XVI - 86;
в XVII: в. 1-й четверти - 19,
во 2-й - 12,
в 3-й - 4,
в 4-й - 1, всего – 36;
в XVIII всего – 4.
Какие яркие цифры! Русская святость оборвалась в середине XVII в. В России не стало молитвенников.
"Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает". (Притч.29:2)
Вот и получается, что общая ответственность не лежит на обеих сторонах. У каждой своя ответственность. Царь и епископы затеяли не известно, что (до сих пор остаются тайной причины и цели т.н. "реформы". Никон приказал главному справщику Арсению Греку: "Правь Арсений, как попало, лишь бы не по-старому"[7]), а народ – Церковь, возмутившись надругательством над Святым, не согласился. В результате первые, забыв, зачем им дана власть, принялись изничтожать непокорных. Один голову кладет на плаху, а другой палач – где уж тут может быть общая ответственность!
Когда слышишь наивные возмущения подобные тому, что: - "Разве не нужно решать этот вопрос?" в контексте проблем Вселенской Церкви, хочется вежливо раскланяться и уйти. Через все Священное Писание "красной нитью" проходит наставление: Господь призывает человека к мудрости, можно сказать, что человек, игнорирующий этот призыв – преступник! Не в смысле современного уголовного права, а в смысле того, что человек переступает черту дозволенного, то есть, человек, не стремящийся к мудрости (не умудряется) – грешит.
Когда последователь гонителей призывает потомков пострадавших за Христа к совести, это очень цинично! Очень!: - "Я взываю к вашему сердцу, к вашей совести", старообрядцам теперь что сделать? Прийти и попросить прощения, что они до сих пор еще живы и доставляют столько хлопот?
Возмущение вызывают уговоры: "Ведь в лоне РПЦ нет запрета на старый обряд" и "Обряды с первого века и на протяжении веков были различны и существовали параллельно". Неужели у нас истина на втором месте? Если "нет запрета" и "существовали параллельно", тогда как объяснить миллионы загубленных жизней и разоренных семей? Зачем? С точки зрения обращающегося, руководствуясь логикой, должно быть, избрано одно из двух решений: или мы все сделали правильно, "реформируя Церковь" (привести к этому аргументы) и вы должны согласиться, или мы сделали все неправильно и кровь праведников вопиет от земли, и тогда просим прощения за "……", все новины отменяем, запрещаем и возвращаемся к старым книгам и обрядам. Иначе получается: и по-старому истинно, и по-новому истинно? Наверно так было бы легче, но истина, то одна. Вместе с тем, такие уговоры подтверждают, что слово Господне живо и действенно в веках: [Зач. 96.] "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, проливаемая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей". (Мф. 23:29-36)
Прежде чем завлекать старообрядцев миссионерством, надо изучить историю взаимоотношений синодальных миссионеров и старообрядческих начетников.
Уместно ли предложение: обогатить друг друга материально? Во-первых, Священное Писание учит довольствоваться необходимым; во-вторых, можно заболеть сребролюбием и не спастись, "ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям". (1Тим.6:10)
Такие аргументы для воссоединения как: "положение в обществе"; "это поддержка в обществе друг друга"; "это консолидация общества", свойственны человеку, живущему в обществе. Если между Богом и сатаной нет места, то человек находится, или в церкви с Богом, или с противником в обществе.
Общество - это антицерковь.
Завершая экстренный разбор Открытого обращения, остаются не тронутыми темы для дальнейшего размышления, с надеждой на единомыслие. Вместе с тем, как бы не различны были наши мнения, надо признать то: что старообрядцы выжили, и до сих пор живы, и сохранили образ жизни – это феномен, и это феномен русского народа!
Прискорбно, что, и гонители, и гонимые – русский народ, и это про нас: "но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать". (Втор. 29:4)
[1] А.В. Крамер Раскол Русской Церкви в середине XVII века, 2018, стр. 42.
[2] ЛитМир - Электронная Библиотека Клименко А. В. Величайшие речи русской истории. От Петра Первого до Владимира Путина, М. 2014, стр. 3 https://www.litmir.me/bd/?b=217556
[3] А.В. Крамер Раскол Русской Церкви в середине XVII века, 2018, стр. 82.
[4] Там же, стр. 56.
[5] https://www.vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&Itemid=1
[6] Стоглав. С-Пб. 2014. с. 84
[7] Ф.Е. Мельников, Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви, Барнаул, 2009, стр. 31. ("приказывал: как ни есть, только не по-старому", проф. Н.Ф. Каптерев, Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Том I. Сергиев Посадъ, тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909, стр. 502).