Когда Тридцатилетняя война буквально опустошала Германию, курфюрст Бранденбурга ради безопасности перевез своего маленького сына Фриндриха Вильгельма в Голландию, ко двору Фридерика-Генриха Оранского. Там будущий Великий Курфюрст смог наблюдать Голландию во всей красе - ведь для голландской торговли начался Золотой Век. Детские воспоминания настолько запали в душу Фридриху Вильгельму, что в 1681 году было принято принципиальное решение - добыть себе кусочек места под солнцем, дабы по примеру Голландии торговать колониальными товарами из Вест-Индии и Африки с офиегнной наценкой - профит!
Во время подписания Сен-Жерменского мира Франция предоставила право Брандендургу вести торговлю в своих портах, однако не этого ждал Великий Курфюрст. Он поручил своим дипломатам добиться от Людовика XIV соглашения, согласно которому Бранденбург бы получал монополию на поставки во французские колонии в Карибском море (!!!!). Людовик ласково выслушал посла, покрутил пальцем у виска и сказал, что его это совершенно не интересует.
Ну а далее.... в Берлине появился некий Бенджамин Рауле, родом из Нидерландов. Он убедил курфюрста, что создание Ост- или Вест-Индской компании - дело плевое. Всего-то - снарядить на частные деньги пару фрегатов и послать их под командованием нанятых в Голландии капитанов (и под флагом Бранденбурга) в Гвинею. Фридрих Вильгельм согласился не раздумывая. Согласно указанию курфюрста отряд должен был участвовать исключительно в торговых операциях, плюс избегать спорных мест или торговых постов, которые уже созданы в Гвинее другими державами. Еще одна просьба к экспедиции была лично от Фридриха Вильгельма - привезти ему из Гвинеи всяких экзотических животных - ну обезьян, там, попугаев, и полдюжины рабов в возрасте от 14 до 16 лет. Патент Бранденбургской Гвинейской кампании был выдан в декабре 1680 года и парни резво тронулись в путь - за золотом, слоновой костью и рабами.
В апреле 1681 года корабли достигли Гвинейского побережья. Нашли пустынное место, высадились и.... были встречены с распростертыми объятиями местными работорговцами. Работорговля тогда делилась на внутреннюю и внешнюю. Внутренние работорговцы доставляли негров на побережье и продавали их уже на корабли, которые доставляли рабов в разные уголки мира. Поскольку на континенте рабов захватывалось гораздо больше, чем уплывало - тут были рады любым новым внешним работорговцам, поэтому на первых порах у Бранденбурга проблем не возникло. Плюс - чем больше внешних торговцев - тем больше конкуренции, и соответственно тем больше можно было ломить за раба цену. Извините, основы конкурентной борьбы никто не отменял.
Только закупили необходимое, только погрузили рабов на корабли - как вдруг на горизонте появились голландские корабли. Голландцы - вот сволочи! - совершенно не понимали ничего в конкурентной борьбе, и считали вывоз рабов из Гвинеи своей личной монополией. Поэтому под угрозой пушек всех рабов выгрузили на берег, захватили один из кораблей захватили вместе с товаром, а в Бранденбург полетела малява - мол, дорогой друг, "это наша корова, и мы ее доим".
Второй корабль смог оторваться от преследования и вернулся домой с грузом в 100 фунтов золотого песка, 10 000 фунтов слоновой кости, а так же с подписанным соглашением по организации колонии с тремя местными правителями на побережье. Согласно договору Бранденбург для защиты местных торговцев (которые нарушили монополию голландцев) должен был построить военный форт для защиты местности и пакгауз для товаров и рабов. Именно этот договор и стал основой для строительства форта Гросс Фридрихсбург.
Ах да, из привезенного золота были начеканены медали, где на аверсе был изображен сам Фридрих Вильгельм, а на реверсе - корабль сфлагом Бранденбурга - тот самый возвратившийся фрегат "Мориан", с надписью - "по воле Бога и при поддержке Его Высочества курфюрста Бранденбурга". Да, нескромно, зато красиво. Эти медали курфюрст разослал по всем иностранным дворам, в том числе и Людовику XIV, мол, падла, "знай наших!".
12 июля 1682 года в Африку были посланы еще два корабля - уже знакомый нам "Мориан" и "Кронпринц Бранденбург". Командовал экспедицией майор Отто Фридрих фон дер Гробен. В Гвинее были высажены три сержанта, два унтер-офицера, 40 солдат и рабочие, которые занялись строительством форта. В январе 1683 года был построен пакгауз и флагшток, на котором под 5 залпов салюта из ружей взвился бранденбургский флаг. Торговля началась нешуточная, однако в августе в гости пожаловала лихорадка, которая ополовинила население форта и торговлю резко остановила. Тем не менее первый наряд рабов был доставлен на датский остров Сент-Томас.
Всего под флагом Бранденбурга в Вест-Индию было вывезено 23 538 рабов. Однако уже с 1686 года начались проблемы.
Рентабельность предприятия резко упала, голландцы, французы и англичане начали вставлять палки в колеса, оборотного капитала стало не хватать, кроме того - курфюрст решил Рауле отстранить от дел и самолично заняться выгодным, как ему казалось бизнесом. Однако оказалось, что с торговой жилкой у Фридриха Вильгельма не айс, да еще и датчане отказались от сотрудничества с бранденбуржцами на Сент-Томасе, то есть пропал рынок сбыта. Тем не менее, худо-бедно, но кампания была на плаву примерно до 1695 года. Далее немцев в Африке стали обижать, и флот из 34 кораблей у Бранденбурга к тому времени уже тихо сгнил в Эмдене, соотвественно заступиться было некому. Владея маленьким клочком земли и ограниченными ресурсами, бранденбуржцы не могли конкурировать с морскими державами и Францией, поэтому в 1711 году бранденбургская Гвинейская кампания стала банкротом. В 1717 году прусский король Фридрих Вильгельм I продал на фиг все владения Бранденбурга-Пруссии в Африке голландцам, ибо последние шесть лет они существовали в качестве чемодана без ручки - нести тяжело, а бросить жалко.
"Даже негритята в Африке большой, даже негритята просятся домой"
4 минуты
629 прочтений
1 октября 2022