Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Уважать того, кто лучше

Мы смотрим несколько телешоу. Среди них - "Танцы" (да, опять я про танцы, ну так получается).

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Это шоу не только про танцы, но и про людей, про их эмоции, конечно. А это то, что я люблю.

На прошлой неделе меня поразил один случай.

Соревновались два танцевальных коллектива. Схема следующая: сначала выступает одна команда, потом другая, потом они вместе выходят на сцену и жюри выбирает, какая из команд проходит дальше.

Выступил небольшой, но очень задорный коллектив из Красноярска. Танец был зажигательный, без особенного смысла, но яркий, точный, веселый. Их похвалили, даже очень.

А затем выступал большой танцевальный коллектив из Ярославля. Сначала был длинный профайл, то есть вступительное видео с рассказом про эту команду: они уже заслуженные-перезаслуженные, со своими традициями, своей философией, своей школой. Руководители занимают место немного как бы духовных наставников для молодых членов коллектива.

Потом этот коллектив танцевал непосредственно танец - долгий, сложный, философский, образный, с подтекстом и МЫСЛЬЮ. Руководитель - взрослый мужчина среди довольно юных людей - был в красном кимоно (все остальные в черных) и играл главную роль в танце. Всех победил по сюжету и остался героически-трагическим одиноким воином.

А после танца жюри сказало коллективу, что образцово-показательно - это не всегда интересно. Что их танцевальные движения несколько устаревшие. Ну, и вообще, не поругали, но и не похвалили.

Потом на сцену вышла красноярская команда, и три члена жюри начали говорить какие-то слова и выбирать команду - ту или другую. И вот один член жюри выбрал бодрых красноярцев, второй - товарищей из Ярославля, третий - сказав про то, что голосовать нужно сердцем, проголосовал за энергичный и бессмысленный танец ребят из Красноярска.

Пока шло голосование, я не могла оторвать взгляд от руководителя коллектива из Ярославля. Самого взрослого, самого брутального и самого как бы интеллектуально нагруженного человека в команде, он стоял как вождь, а за ним - его племя. Так вот лицо этого вождя становилось всё мрачнее, брови всё сильнее изгибались, он всё сильнее опускал голову и смотрел исподлобья. И такой трагизм на одном конкретном лице вызывал почему-то не сочувствие, а раздражение. "Ну просто драма кинг", - сказала я мужу.

Когда стало ясно, что победила команда из Красноярска, все члены проигравшей команды захлопали, кроме руководителя. Он стоял мрачнее тучи. А когда две команды начали обниматься (так делают все участники баттлов), он просто отскочил за спины своих воспитанников. Спрятался, чтобы не встретиться с соперниками лицом к лицу как проигравший.

Стало понятно, что человек был не готов к проигрышу. Я восприняла это так, что он был готов только к победе. И не просто к победе, а к триумфу! А тут такой позор! Ведь танец был глубокий и, как говорится, с претензией. И коллектив был подан как лучший в Ярославле.

Потом показали этот же ярославский коллектив уже за сценой. Снова вождь в красном стоял перед своим племенем и говорил фальшивым и даже презрительным голосом в камеру:

"У нас всё прекрасно и великолепно. Мы встретимся с любым из своих соперников на фестивале", - и улыбнулся совершенно искусственной и даже издевательской улыбкой.

Я была возмущена. Это было не по-взрослому, не по-мужски и совершенно не по-наставнически. Понятно, что ты звезда и амбициозный человек. Понятно, что ты не согласен с членами жюри и с тем, что твой глубокомысленный танец проиграл голой яркости и энергичности. Но тебя, во-первых, показывают по телевизору, и все видят твою мерзенькую улыбочку и то, как ты не справился с эмоциями. Но, во-вторых, какой ты даешь пример своим ученикам? Как Наставник и Учитель творческих людей ты просто обязан научить их не только танцу, но и умению проигрывать. А ты... Ну, ёлки-палки. Было неприятно. Съемочная группа проекта тоже заострила внимание на таком поведении этого руководителя коллектива и смонтировала так, что поведение это было буквально выпячено в выпуске.

Все расстраиваются, когда проигрывают, это понятно. Кто-то плачет, кто-то сдерживается, кто-то злится на себя, кто-то протестует против жюри, кто-то уходит без комментариев. Всё как в жизни. И я неделю иногда вспоминала про этого короля драмы и думала: фу таким быть. А ещё размышляла: а есть ли идеальная реакция на проигрыш? Достойная?

И вот прямо сейчас я сижу и смотрю новый выпуск "Новых танцев". И тут один женский дуэт в баттле проиграл другому женскому дуэту. И проигравшие девчонки в интервью после своего проигрыша сказали на камеру про своих выигравших соперниц: "Они реально крутые. Когда мы узнали, что будем соревноваться именно с ними, нам было очень приятно, что организаторы посчитали, что мы можем составить им конкуренцию".

Вот! Вот достойная реакция на проигрыш! Какие мудрые и прекрасные девушки!

Уважать соперника - это важно. И себя в этом соперничестве - важно. И держать себя в руках - тоже. Особенно когда на тебя смотрят те, кто идет за тобой.

Шахматы ручной работы на фестивале в Коломенском
Шахматы ручной работы на фестивале в Коломенском

(Господи, что ни напишешь - всё как будто про текущую ситуацию, но я не хотела, честно.)