Найти тему

Правильный шиномонтаж или "Как удивить мастера по замене колес"?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Данная статья написана для автолюбителей. Прочтение материала некомпетентными сотрудниками шиномонтажа может вызвать у последних резко отрицательную реакцию.

Дважды в год большинство автолюбителей выстраивается в очередь к шиномонтажным сервисам, чтобы “переобуться”. Сезонный ажиотаж не только поднимает цены на услуги, но и, к сожалению, часто ухудшает их качество.

Специально для вас мы собрали распространенные ошибки, огрехи и недочеты “профессионального” шиномонтажа. Некоторые из них не столь критичны. Но есть и такие, допуская которые, мастер существенно повышает риск аварии.

Эта статья написана для того, чтобы вы, как клиент, несмотря на отговорки механиков, получили качественный шиномонтаж. Или не получили, но, хотя бы не заплатили за брак и в будущем знали, как это делается правильно. Итак, пойдем по порядку.

Ошибка 1. Иди, погуляй!

Примерно так многие шиномонтажники приветствуют клиента. Именно потому, что разбирающийся в вопросе клиент будет замечать все “косяки” и говорить “под руку”. Стоит ли упоминать о том, что вы, как клиент, имеете полное право осуществлять визуальный контроль за оказанием услуги? И в любой момент уехать, если что-то не понравилось.

Ошибка 2. “Беззащитный” домкрат

“Беззащитный” домкрат
“Беззащитный” домкрат

Итак, вашу “ласточку” уже собираются “разувать”. Сразу обратите внимание на домкрат. На его подъемной площадке обязательно должна быть резиновая накладка. Это дополнительный аксессуар и многие домкраты поставляются без нее. Да так и эксплуатируются, успешно царапая автомобили.

Пример:
Резиновая опора для подкатного домкрата GE-PJ03

Резиновая опора для подкатного домкрата GE-PJ03
Резиновая опора для подкатного домкрата GE-PJ03

Ошибка 3. На манеже без страховки

Стойки
Стойки

Стандартная ситуация: мастер поддомкратил авто и начал снимать колесо. Казалось бы, все по технологии, но нет. Для соблюдения техники безопасности под днище автомобиля должны быть подставлены страховочные стойки. Лучше две. Потому что домкрат - это оборудование для ПОДЪЕМА, но никак не для долговременного УДЕРЖАНИЯ.

Пример:
Страховочная (ремонтная) подставка для машины GARWIN PRO GE-JS03-1-1

Страховочная (ремонтная) подставка для машины GARWIN PRO GE-JS03-1-1
Страховочная (ремонтная) подставка для машины GARWIN PRO GE-JS03-1-1

Ошибка 4. Срываем чем попало

Гайковерт пневматический ударный 1/2"
Гайковерт пневматический ударный 1/2"

Строго говоря, излишне считать это ошибкой. Но к сервису без профессионального оборудования следует отнестись скептически. Если колесный болт или гайка откручивается ручным баллонным ключом, это показатель физической силы, но никак не профессионализма механика. На правильном сервисе обязательно будет пневмолиния и ударный пневмогайковерт. Ну, или электрический (или аккумуляторный).

Пример:
Гайковерт пневматический ударный 1/2"

Ошибка 5. Гигиена прежде всего!

Если мастер снял колеса, да так и отдал, как были - в пыли и грязи, это плохой мастер. На правильном шиномонтаже наличие ванны для мойки колес - строго обязательно. Ах да, и пусть не забудут упаковать каждое в отдельный пакет.

Ошибка 6. Не подмажешь, не поедешь?

Старое колесо снято, новое поставлено, время затягивать крепеж. А чтобы дело пошло веселее, некоторые горе-мастера смазывают шпильку или гайку. И вот это уже опасно! Колесный крепеж должен монтироваться ТОЛЬКО “на сухую”, иначе есть риск его самопроизвольного отвинчивания. Как это происходит? Любая кочка или неровность дороги потихоньку разбалтывает смазанное соединение, которое вылетает посреди дороги на полной скорости.

Ошибка 7. Профессиональная солидарность

Медная смазка GARWIN PRO 973520-2650
Медная смазка GARWIN PRO 973520-2650

Видели когда-нибудь, как шиномонтажник лупит ногой по колесу, с которого уже снят крепеж? Это значит, что диск “прикипел” к ступице. Чтобы такого не произошло, перед тем, как надеть колесо обратно, поверхность ступицы следует обработать медной или алюминиевой смазкой. Во-первых, она вытесняет влагу между диском и ступицей, существенно замедляя коррозию. Во-вторых, она является высокотемпературной и не дает сопрягаемым поверхностям перегреваться “прикипать” во время торможения. Тоже не строго обязательная процедура, но так мастер облегчает работу своему коллеге (а, быть может, и себе) в будущем.

Пример:
Медная смазка GARWIN PRO 973520-2650

Ошибка 8. Крутим как попало

Предположим, что гайковерт на сервисе все же есть. И это правильно. Мастер берет инструмент и хочет сходу закрутить им крепеж. И это неправильно. Прежде всего потому, что гайка или болт могут пойти не по резьбе. А мощи у гайковерта предостаточно для того, чтобы эту резьбу повредить. Наживлять крепеж нужно только руками.

Ошибка 9. Тянем “до хруста”

Динамометрический ключ электронный 1/2" 40-200 Нм
Динамометрический ключ электронный 1/2" 40-200 Нм

Просто запомните - гайковерт это инструмент для ДЕМОНТАЖА. Затягивать им гайки вообще не рекомендуется, лучше делать это ручным инструментом. Или, в крайнем случае, тянуть гайковертом, но в самом щадящем режиме и только до соприкосновения с привалочной поверхностью.

Исключение составляют лишь относительно новые на рынке гайковерты с искусственно ограниченным моментом на закручивание. Но наша цель - не научить вас разбираться в тонкостях, а получить качественный и безопасный сервис. Поэтому вот вам лайфхак - видите, что мастер крутит одну гайку больше двух секунд - крепеж почти со 100% вероятностью перетянут.

А если после этого вам говорят, что шиномонтаж закончен и предлагают пройти в кассу, можете смело начинать скандал, потому что вашу жизнь только что подвергли опасности. Не зря любое авто имеет четко прописанный в техпаспорте момент затяжки колесного крепежа. В перетянутом состоянии у болта или гайки создается внутреннее напряжение. И на первой же кочке они могут лопнуть с теми же последствиями, что и в пункте 6.

Дадим два совета. Первое - лучше сами запомните момент затяжки из техпаспорта и сообщите его мастеру. Второе - проследите, чтобы до указанного момента крепеж был дотянут динамометрическим ключом.

Пример:
Динамометрический ключ электронный 1/2" 40-200 Нм

Ошибка 10. Замкнутый круг

После того как крепеж “наживлен”, настает время финальной дотяжки “динамиком”. Если мастер крутит его по кругу, смело просите переделать. Правильно крепеж затягивать так, как показано на схеме ниже. Для четырех болтов - накрест, для пяти - “звездой”.

Замкнутый круг
Замкнутый круг

Ошибка 11. Не довернул - перетянул!

При финальной затяжке динамометрическим ключом должен быть видимый доворот. Иными словами, прежде чем щелкнуть (если ключ механический) или запищать (если электронный), он должен довернуть крепеж. Если видимого доворота нет и ключ сигнализирует сразу, крепеж перетянут.

Все этапы пройдены? Поздравляем! Теперь вы безопасно отъездите еще полгода до следующей “переобувки”.

Понравилась статья? Будем рады, если вы поделитесь ей со знакомыми автолюбителями, чтобы и они знали, как менять колеса правильно!