Сегодня вся новостная лента пестрит информацией о мобилизации, о том как кого и куда забирают в наше не лёгкое время. Я же в свою очередь предлагаю моим читателям отправиться во временное путешествие, а именно во время начала Первой Мировой Войны.
Итак, приступим.
После создания Франко-Русского союза в 1894 году, Германские военно-начальники думали о том, как их стране не оказаться втянутой в боевые действия на два фронта. Среди стратегов в этом плане преуспел Граф Альфред фон Шлиффен. Именно этот генерал-фельдмаршал разработал, а позже и внедрил свой план.
План Шлиффена
К 1905 году был разработан план разгрома Третьей французской республики и Российской Империи. По замыслу автора, все военные силы Германской Империи планировалось сконцентрировать на западном фронте, для удара по Франции. На захват страны и принуждению её к миру отводился один месяц. После капитуляции Франции, Германская армия должна была спешно перебросится на восточный фронт и всей своей мощью навалиться на «Русского медведя».
Почему же Россию списывали со счетов в самом начале войны? Всё просто: наши враги думали, что в это время, в Российской Империи должна была проходить мобилизация, которая бы растянулась месяца на два. В качестве доказательств к своим мыслям, они выдвигали слабую организованность и плохую железнодорожную сеть в стране.
Кайзер Вильгельм II говорил об этой операции:
Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге.
Чудеса Русской мобилизации
Каково же было удивление немцев, когда спустя пару недель с начала мобилизации, вопреки всем ожиданиям, Русские войска начали Восточно-Прусскую наступательную операцию.
Операция началась успешно, и 24 августа 1914 года Русские войска вошли в немецкий город Инстербург (ныне Черняховск).
В ситуации такой быстрой русской мобилизации, план Шлиффена трещал по швам. Для немцев это могло обернуться трагедией и полным провалом, если бы ещё в 1906 году не было принято дополнение, по которой всё же некоторые силы можно было использовать на в Восточной Пруссии против Российской Империи. Именно исходя из этого дополнения, Гельмут фон Мольтке Младший в 1914 году снял с западного фронта во Франции два армейских корпуса и отправил их для борьбы с Россией. Тем самым, он ослабил направление главного удара, которое впоследствии стоило ему места начальника главного штаба Кайзеровской армии.
Немецкие войска лишились преимущества в людской силе и артиллерии во время битве на Марне, где потерпели поражение. Это поставило крест на желании немцев захватить Париж и вывести Французов из войны.
В свою очередь Французский маршал Фердинанд Фош заметил:
Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим прежде всего мы обязаны России, поскольку русская армия своим активным вмешательством отвлекла на себя часть сил и тем позволила нам одержать победу на Марне.