Найти в Дзене
Der SPIEGEL на Русском

Путин пытается стать философом

30.09.2022 Владимир Путин празднует аннексию украинских территорий речью – и уходит корнями в далекую историю. Россию он даже провозглашает острием антиколониализма. Это была запоминающаяся речь, которую Владимир Путин произнес в эту пятницу. Грубая аннексия части соседней страны, инсценированная подписанием предполагаемых "договоров" о присоединении "независимых государств". Но, по крайней мере, таким запоминающимся, да и удивительным, было содержание. В эту пятницу Владимир Путин, очевидно, хотел поставить Западу диагноз – диагноз, который раскрыл бы недоброжелательность и глупость западных элит и их политики в отношении России. Фактически, этой речью Владимир Путин поставил другой диагноз – диагноз своего собственного психического состояния. Какую искаженную картину реальности он видит, каким навязчивым идеям он подвержен и в какие заговоры верит, он рассказал нам об этом более подробно и лучше, чем когда-либо прежде. Где граница? Но давайте начнем с того, что Путин не сказал, а эт
Оглавление

30.09.2022

Владимир Путин празднует аннексию украинских территорий речью – и уходит корнями в далекую историю. Россию он даже провозглашает острием антиколониализма.

Putin bei seiner Rede im Sankt-Georg-Saal des Kremls: Angeblich die Dummheit westlicher Eliten und ihrer Russlandpolitik offengelegt Foto: Gavriil Grigorov / AFP
Putin bei seiner Rede im Sankt-Georg-Saal des Kremls: Angeblich die Dummheit westlicher Eliten und ihrer Russlandpolitik offengelegt Foto: Gavriil Grigorov / AFP

Это была запоминающаяся речь, которую Владимир Путин произнес в эту пятницу. Грубая аннексия части соседней страны, инсценированная подписанием предполагаемых "договоров" о присоединении "независимых государств".

Но, по крайней мере, таким запоминающимся, да и удивительным, было содержание. В эту пятницу Владимир Путин, очевидно, хотел поставить Западу диагноз – диагноз, который раскрыл бы недоброжелательность и глупость западных элит и их политики в отношении России. Фактически, этой речью Владимир Путин поставил другой диагноз – диагноз своего собственного психического состояния. Какую искаженную картину реальности он видит, каким навязчивым идеям он подвержен и в какие заговоры верит, он рассказал нам об этом более подробно и лучше, чем когда-либо прежде.

Где граница?

Но давайте начнем с того, что Путин не сказал, а это очень важно.

Он не ответил на вопрос, который первым пришел на ум собравшейся российской элите в зале и телезрителям всего мира: в конце концов, где он видит границу России с сегодняшнего дня? Другими словами: что это значит, когда Россия аннексирует территории, которые она еще даже не завоевала? Например, столица Запорожской области, которая сегодня, по-видимому, была торжественно "включена" в состав Российской федерации, прочно находится в руках Украины, на Донбассе российская армия не продвигается вперед, в Херсоне ее положение в военном отношении шаткое. Из четырех аннексированных регионов только один полностью находится в руках России.

Вместо этого Путин намекнул, что, возможно, он все равно не оставит это без внимания в отношении упомянутых четырех регионов – в очередной раз использовав слово "Новороссия", которое, как предполагается, означает весь юго-восток Украины.

-2

Но в целом Путин очень мало сказал об Украине. В его речи зияла ужасная дыра. Единственные слова, обращенные непосредственно к Киеву, звучали как насмешка: Украина должна "прекратить войну" и "вернуться за стол переговоров", сказал он, Россия ведь давно призывает к этому. Правда, по его словам, переговоры невозможны по аннексированным территориям. Он звучал как человек, протягивающий руку за мир, но перед этим еще раз аккуратно плюнул.

Большая часть речи была явно направлена на войска и всех россиян, чтобы объяснить им, "кто враг" – и этот враг сидит не в Киеве, а в Вашингтоне, Лондоне и столицах Запада.

В мировоззрении Путина – это ясно видно из этой речи – Россия является острием антиколониализма. Таким образом, Запад обременен не только исторической виной (работорговля, истребление коренных американцев, разграбление Индии и Африки, опиумные войны против Китая). Он также достаточно вероломен, чтобы развить в себе чувство вины за эти вещи, которое теперь, в свою очередь, он хотел бы свалить на русских – хотя Российская империя вовсе не была колониальной империей. Скорее, по его словам, Россия - это предотвращенная колония Запада, и это же успешное сопротивление объясняет расовую ненависть к русским за рубежом.

Раз налево, раз направо

Временами Путин звучал при этом как левый критик империализма: он говорил о "неоколониальной системе", с помощью которой "паразитический" Запад получает "гегемонистскую ренту".

Временами он звучал как правый гражданин Рейха: фактически, по сей день Германия оккупирована Соединенными Штатами, которые вместе с британцами "без всякой нужды" превратили в руины Дрезден, Кельн и Гамбург – акт, который он поставил в один ряд с сбросом атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки.

Европейские элиты не просто "лакеи" США, они "предатели своего народа". Путин выступил против гендерных теорий и "открытого сатанизма" на Западе, говорил об "экспериментах над людьми", проводимых США на Украине.

-3

Ничто из этого не удивительно из его уст, но Путин никогда не излагал это так связно, особенно по такому случаю. Жительницы Донбасса и Херсонской и Запорожской областей, а также мужчины и (очень немногие) женщины в зале будут удивлены тем, что в речи Путина опиумные войны 19 века, сатанизм и "гегемонистская рента" имели приоритет над вопросами, касающимися жизни. Ни слова о финансировании аннексий, санкционных угрозах, юридических вопросах. Ни слова и о весьма спорной мобилизации в России. За это Путин также обвинил в недавнем нападении на газопроводы Nord Stream 1 и 2 "англосаксов".

"Запад хочет видеть в нас колонию, массу бездушных рабов. Наша философия представляет для них непосредственную угрозу, поэтому они также совершают нападения на наших философов", - заявил Путин вместо этого перед каменными лицами собравшихся. Очевидно, он имел в виду нападение на машину правого, великорусско-имперского философа Александра Дугина, в результате которого погибла его дочь.

Долгое время режим Путина описывался как клептократия, в значительной степени свободная от идеологий. Этот этап давно пройден, идеология превратилась в систему, так сказать, постфактум.

Но эта речь об аннексии знаменует собой новый этап в идеологизации его режима. Это одновременно попытка сделать интеллектуальное предложение незападному миру о том, почему он должен поддерживать Россию в ее борьбе. В Советском Союзе был такой нарратив в форме марксизма-ленинизма, который даже молодому Владимиру Путину когда-то приходилось отстаивать.

Новая Россия, которую построил Путин, до сих пор мало что могла предложить в сравнении. Теперь он пытается неуклюже наверстать упущенное. Однако один философ был в восторге: Александр Дугин, о котором Путин неявно говорил. По его словам, речь Путина "гораздо важнее", чем присоединение четырех регионов, это "фундаментальное объявление войны современному Западу и современному миру в целом".

Источник:

(S+) Wladimir Putin zu Russlands Annexionen: Der Präsident versucht sich als Philosoph