Что мы всё о художке, да о художке? А ведь есть ещё очень привлекательная область литературного творчества. Причём творить в ней можно как в книжном формате, так и в «дзеновском». Я говорю о научно-популярной литературе, которая в последнее время хоть и стала менее научной, но не менее популярна, чем лет 30 назад. А если судить по статистике, так даже более.
Сначала, как и положено в научно-популярной литературе, разберёмся с терминологией.
Научно-популярная литература и нон-фикшн — в чём различие?
О нон-фикшн все сейчас говорят и пишут. И я тоже писала статью об этом, кому интересно — можете почитать. Остановлюсь на отличиях научно-популярной литературы и нон-фикшн. Здесь всё очень просто. Нон-фикшн — это максимально широкое понятие, включающее в себя всю нехудожественную литературу, в том числе и научно-популярную. Но к нехудожественной литературе относится много направлений, с наукой никак не связанных, например, мемуары, путевые заметки, книги рецептов и т. д. А также хоть и научные, но далёкие от популярной литературы словари, энциклопедии, методические разработки.
Научно-популярную литературу от других произведений нон-фикшн отличает два основных признака.
Главные признаки
Их определить тоже просто, они отражены в названии литературного направления.
Во-первых, научность, связь с наукой. То есть материал, который автор использовал в тексте, должен носить научный характер, подтверждаться серьёзными исследованиями или работами известных ученых. И у автора есть ссылки на эти работы, или же он сам проводил исследования или информацию, изложенную в книге, подтверждает фактами.
Есть известный анекдот о писателе Станиславе Ежи Леце. Одна из его читательниц на встрече задала писателю вопрос: «Скажите, а, наверное, трудно всё это выдумывать из головы?». На что известный сатирик ответил: «Поверьте, мадам, из ноги было бы намного сложнее». Так вот, научно-популярная литература пишется не из головы, в отличие от художественной. В голове научная информация только обрабатывается и приводится в тот вид, который можно подать читателю. Автор-популяризатор не сочиняет, а разыскивает и даже добывает интересную информацию, перерабатывает её и облекает в литературную форму.
Отсюда вторая особенность научно-популярной литературы — популярность, доступность восприятию широких масс читателей. Популяризация – это не упрощение, а умение говорить просто о сложном. И она проявляется во многих аспектах, но главное — форма подачи материала.
Такая подача должна быть не наукообразной, а максимально доступной и интересной. К сожалению, это часто становится проблемой. Автор научно-популярной литературы или не может (и не хочет) писать просто и популярно, так как всю жизнь занимается наукой и дорожит научными терминами и точностью их определений и считает, что читатели без этого не проживут. Или же никакого отношения к науке не имеет, но очень хочет сделать «умный вид», поэтому сыплет в тексте научными «словечками» и изобретает максимально наукообразные формулировки.
Примеры хорошей научно-популярной литературы
К сожалению, книжном рынке сейчас встречается много не слишком качественной научно-популярной литературы. Она либо сухая, скучная и непонятная, либо совершенно ненаучная, а нередко и то и другое. Вы, естественно, предложите назвать примеры качественного научпопа. Я могу это сделать, но авторы такого направления в литературе не так популярны, как писатели художественных произведений, и редко бывают известны массовому читателю. Так что, возможно, вы впервые услышите эти имена. Постараюсь назвать максимально известные из любимых мной авторов и произведений:
- Мария Семёнова «Мы — славяне» (Популярная энциклопедия). Да, это именно та Семёнова, что написала «Волкодава» и «Валькирию». Она, кстати, историк по образованию.
- Нора Галь «Слово живое и мертвое».
- Яков Перельман «Занимательная физика». Ну, об этом вторе, думаю, знают все.
- Еремей Парнов «Трон Люцифера. Очерки магии и оккультизма».
- Нурали Латыпов «Основы интеллектуального тренинга». Кто постарше, думаю, должен знать и этого автора.
- Л. М. Баткин «Леонардо да Винчи».
Из зарубежных тоже многих можно назвать:
- Дж. Даррел (кто же его не знает!).
- К. Лоренц — специалист по этологии и поведению животных.
- Дж. Фрейзер «Золотая ветвь» (история магии).
- З. Косидовский «Сказания евангелистов».
- Лео Таксиль «Священный вертеп» (история Ватикана).
- Историк и философ Й. Хёйзинга «Осень Средневековья».
- Психолог Тони Бьюзен, который написал более 100 книг, изобретатель «карт ума» (mind maps ) и многие другие.
Это только примеры. Всех перечислить нереально. Но я буду рада, если вы в комментариях добавите те научно-популярные книги, что запали в душу вам.
Чем отличается научно-популярная литература от художественной
Отличий, на первый взгляд, кажется много. Вот, например, сюжет. Но в некоторых научно-популярных книгах он тоже есть. Может, и не такой, как в художественном произведении, но научные изыскания, история личностей или развитие науки вполне иногда воспринимаются как увлекательнейший, и даже детективный сюжет. Например, «Рассказы литературоведа» Ираклия Андроникова, особенно «Загадка Н. Ф. И.».
Герои тоже могут присутствовать в научно-популярных книгах, особенно исторических и биографического характера. И язык произведения может быть вполне литературный и даже изысканный.
Я бы назвала два основных отличия.
В художественной литературе вымысел присутствует, изначально допускается и в ряде случаев поощряется, даже если книга относится к реалистическому или историческому жанру. Но в научно-популярной литературе вымысел не допускается, хотя некоторые произведения могут быть близки к художественным, но необоснованные фантазии автора оцениваются как недостаток научно-популярных книг. Исключения есть, но их немного.
Второе отличие связано с категорией пользы. Литература и того и другого направления полезна, но полезна по-разному. Научно-популярные произведения дают пищу для ума, а художественные пробуждают эмоции, заставляют радоваться и горевать, наслаждаться и переживать чувство страха. Конечно, определённую полезную информацию можно получить и из художественной литературы, но она не главное в ней. Это, если сказать научным языком, эпифеномен.
И научно-популярные тексты могут вызывать эмоции, в том числе и страх, и раздражение или удовольствие. Но это интеллектуальные чувства, возникающие через оценку, рациональное осмысление информации. Можно ли сказать, что научно-популярная литература развлекает? Конечно, можно, но это совсем иной тип развлечения, нежели несут художественные тексты.
Заметьте, я здесь не говорю о том, какая литература лучше или нужнее, и не хочу поддерживать подобную дискуссию в комментариях. Каждый вид литературы ценен по-своему, и по-своему, полезен.
Сама я редактирую чаще художественную литературу, а пишу научно-популярные тексты. Не только здесь. К сожалению, бумажные книги уже распроданы, остались только две книги в аудиоформате. На канале не так давно был анонс. Да, ещё нежно любимая мной «Азбука цвета» ещё в продаже на «Лабиринте». Но это для родителей, у кого есть дети-дошкольники. В электронном формате её нет вообще — без иллюстраций книга потеряет половину очарования.
Послушать на Литрес аудиокнигу:
Голубева Марина "Путеводитель по мышлению".
Голубева Марина "Практикум по развитию творческого мышления и воображения"