Эксперт журнала «Госзакупки.ру» разобрал свежую административную практику, в которой заказчика оштрафовали за необоснованное изменение существенных условий контракта. В статье примеры ошибок, когда заказчик применяет новую норму по изменению существенных условий, но дает ей неправильное и слишком широкое толкование.
Заказчикам разрешили менять существенные условия контракта, если возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Изменения ввели из-за нестабильной ситуации и санкций. Право менять существенные условия контракта вводится временно, до конца 2022 года. Однако заказчики должны помнить, что для изменения условий нужно заключить допсоглашение и согласовать изменение с региональным или местным органом власти. На примерах из практики разобрал, какие ошибки допускают заказчики, которые применили новую норму.
Ошибка 1. Не указать в проекте контракта новую норму для изменения существенных условий
Специальная норма нужна для поддержки бизнеса и заказчиков в период сложной экономической ситуации. Заказчикам обязательно нужно учитывать в проектах контрактов новую норму для изменения существенных условий контракта. Если заказчики не сделают этого, получат штраф, как в этом деле.
Заказчик планировал заключить энергосервисный контракт, чтобы повысить эффективность использования наружного освещения на территории городского округа. Но на действия заказчика пожаловался участник. Контрольный орган провел проверку.
Участник отметил, что в пункте 17.2 контракта заказчик не сослался на часть 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. В этой норме говорится о том, что допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон, если при исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства. В проекте контракта заказчик указал: «Изменения существенных условий настоящего контракта не допускаются, за исключением случаев изменения контракта по соглашению сторон, определенных в статье 95 Закона о контрактной системе».
Контролеры установили, что в контракте действительно нет отсылки на новую норму для изменения существенных условий. Контрольный орган признал жалобу обоснованной и оштрафовал заказчика на 3 тыс. руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Документ: решение Башкортостанского УФАС от 17.05.2022 по делу № ТО002/06/99-869/2022
Ошибка 2. Добавить себе в проект контракта лишних прав на изменение существенных условий
В этом деле заказчик посчитал, что может менять любые существенные условия контракта по собственному решению, и сослался на часть 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. По мнению заказчика, стороны просто могли заключить дополнительное соглашение. Так делать нельзя, потому что изменить контракт можно только на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти или местной администрации. В решении исполнительный орган власти укажет порядок, в котором заказчик должен изменить контракт. Если заказчик не согласует изменение существенных условий, допсоглашение признают незаконным.
Участник электронного аукциона на стройку здания больницы под ключ пожаловался на требования к содержанию и составу заявки. Закупка размещена в рамках национального проекта «Здравоохранение». НМЦК — 8 264 530 руб. По мнению участника, заказчик неправомерно указал причину увеличения сроков исполнения контракта.
Заказчик не согласился и заявил, что условие об увеличении сроков установлено на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. В пункте 11.7 проекта контракта заказчик указал: «При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по контракту увеличивается соразмерно времени действия данных обстоятельств, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего контракта в срок». Однако контрольный орган пришел к выводу, что это основание законом не предусмотрено. Норма работает только при наличии решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и при наличии причинно-следственной связи с санкциями. Контролеры признали жалобу обоснованной и оштрафовали заказчика на 3 тыс. руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Документ: решение Челябинского УФАС от 31.03.2022 по делу № 074/06/105-645/2022
Ошибка 3. Прописать для себя право менять срок оплаты без согласований и обоснований
Закон № 44-ФЗ устанавливает безусловное требование о сроках оплаты контракта. Срок оплаты — существенное условие. Новая норма позволяет менять сроки оплаты. Однако заказчик должен изменять существенные условия только после согласования с региональным органом власти и только при наличии причинно-следственной связи. Изменения в контракт вносят только в пределах доведенных лимитов. Например, нельзя увеличить цену контракта из-за роста цен, если у заказчика недостаточно ЛБО.
Заказчик провел электронный конкурс на строительство водовода. Цена контракта — 424 399 877,90 руб. Участник закупки пожаловался на проект контракта. По его мнению, проект контракта не соответствует требованиям законодательства.
В проекте контракта заказчик установил, что работы будут оплачиваться только в пределах доведенных лимитов на 2022–2023 годы и тогда, когда эти лимиты у него будут: «на 2022 год: Финансирование по Контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере ____________ (______) руб. ___ коп., республиканского бюджета Чувашской Республики в размере ____________ (______) руб. ___ коп., на 2023 год: Финансирование по Контракту осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере ____________ (______) руб. ___ коп. Авансирование работ не предусмотрено».
Контрольный орган пришел к выводу, что пункт 2.2 проекта контракта не соответствует требованиям части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Заказчика оштрафовали на 3 тыс. руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Документ: решение Чувашского УФАС от 25.03.2022 по делу № 021/06/49-249/2022
#44фз #существенные условия контракта #госзакупки #уфас