Найти тему

Альбертина Сарразен: "Меня зовут Астрагаль" - наглая откровенность и обезоруживающая искренность

Я открываю книгу и становлюсь наблюдателем. Наблюдателем, следующим, как тень, за главной героиней этого автобиографического романа даже в самые сокровенные уголки её памяти, которая складывает здесь эту историю. Я наблюдаю, как летит вниз юная девушка, как в буквальном, так и в переносном смысле. Летит в поисках свободы. Так, как она это понимает. Я наблюдатель, сочувствующий из меня не получился в этот раз. Почему?

С этим почему получилось странно. Я не моралистка, но циничность поступков меня всё же удивляет. С другой стороны, я понимаю, речь не только о выживании, здесь есть цель, и цель эта банальна до неприличия - любовь. Чувство, возникшее не из благодарности или восхищения, как могло бы показаться, а зародившееся в одиночестве, когда любовь становится якорем, держащим на плаву, не дающем течению унести тебя и затянуть в омут отчаяния. Затянет в иное, что не станет трагедией, ведь Анна в любом случае уже принадлежала тому "блатному" миру, откуда вовсе не хотела выбираться. Это её выбор. Могу я осуждать её? Нет. Могу я ей сочувствовать? Тоже нет. Почему?

Не хочу. Могу понять, могу наблюдать. Могу даже в какой-то степени восхищаться обезоруживающей откровенностью и дерзостью. А также верностью чувству. Своеобразной верностью, где то, что тело отдается другим в качестве источника заработка, не играет никакого значения. Изменяя Анна не изменяет. Проституция - это просто работа. А сердце занято. А душа с ним, тем, кого она искренне любит и прощает за долгое ожидание, за появление другой женщины, за сомнения в нём, которые несмотря на веру в него, всё же иногда скребутся острыми коготками на душе.

Я читаю рассказ про сломанную ногу, и на ум приходит банальшейшее сравнение с бабочкой, что рождается из кокона. Этот кустарный "гипс", эти страдания и боль, эти операции и страх потерять конечность, оставшись на всю жизнь никому не нужной калекой, потеряв способность завоевать ту свободу, к которой стремилась. Потерять любовь. Но моя бабочка здесь неуместна. Я помню, что Анна назвала себя Астрагаль, и её правда в том, что так и есть. Она срасталась, собиралась, как её поломанные косточки, в нечто целое, в личность, которая создавалась заново, после того, как была покалечена судьбой и несвободой. Познавала себя и жизнь, о которой имела лишь однобокое представление, лечилась от неволи, как от болезни. Но, увы, не всё можно излечить до конца. Хромота, как та жизненная дорожка, с которой не получалось, да и, признаем честно, не хотелось свернуть, останется навсегда. Почему? Судьба и выбор.

Я наблюдаю за жизнью, о которой с такой наглой откровенностью рассказывает Анна, как бы намекая этим на то, что ей абсолютно наплевать, как её примут другие, и понимаю, что получился сильный человек, готовый на многое, но не столько ради себя, сколько ради своей любви - Жюльена. Обокрасть доверившегося, использовать чувство другого, чтобы удобно устроиться, и якобы прощать за обман якобы подружку. Удивительно, но здесь фальшь и искренность настолько тесно переплетены, что второе всегда побеждает, превращая первое в себя, преображая всё в правду. Всё становится прозрачным: мотивы, мысли, чувства, помыслы. Окружающие как бы попадают под рентген, после которого во взгляде Астрагаль, как на плёнке, проявляется всё их нутро. Было ли тут благородство, например в поступках того же Жана? Как по мне, так вряд ли. Все преследуют свои цели, все используют друг друга. Так имею ли я право кого-то осуждать, тем более Астрагаль? Вряд ли. Тем более её. Почему? Потому что в ней жила не жажда наживы, не желание устроиться получше, ведь такие возможности были, а стремление к свободе и жизни вместе с тем, к кому возникло сильное и искреннее чувство.

Наблюдатель закончил наблюдать и сделал для себя вот такие выводы. Закрыл книгу и ушёл в свою жизнь. Но, при всем несочувствии, во мне частичка Анны осталась. Она сумела преподнести себя. Она отличный рассказчик. Она не боялась быть собой.

Альбертина. Фото из открытых источников.
Альбертина. Фото из открытых источников.

Альбертина Сарразен - девочка из Алжира, воспитанная в приюте и вывезенная во Францию с новым именем Анна-Мария. Девочка, никогда не знавшая своих настоящих родителей. Девочка, в десять лет изнасилованная родственником приемных родителей. Девочка, убегающая из ненавистного дома и в наказание попавшая в исправительную школу строгого режима. Девочка, сбежавшая из неё в Париж и выживавшая на его улицах так, как могла. Девушка, осужденная на семилетний срок в исправительной колонии за грабеж. Молодая женщина, в апреле 1957 года спрыгнувшая с 10-метровой тюремной стены и сломавшая ногу. Молодая женщина, доползшая до дороги, где она была подобрана вором и своим будущим мужем. Женщина, в 1965 году опубликовавшая свою первую автобиографичную книгу, которая стала сенсацией и была отмечена самой Патти Смит, написавшей в последствие к ней предисловие. Женщина, умершая от врачебной ошибки в 29 лет на операционном столе в зените своей литературной славы.

Не скажу, что эта книга заставила мня трепетать или вскрыла что-то в моей душе, но я посчитала нужным о ней рассказать. Потому что это было явлением.

Альбертина с мужем. Фото с сайта издательства corpus.ru
Альбертина с мужем. Фото с сайта издательства corpus.ru