Найти в Дзене

"Он не хочет разговаривать." Речевой негативизм мешает развитию речи ребёнка. Что поможет, план "А" или план "Б"?

Оглавление

В определении причин негативизма останусь в рамках логопедии. Расширять тему сверх речевых нарушений не буду, иначе придётся заходить на территорию психиатрии, а я логопед. О детях с хорошей речью, которые могут порой игнорировать вербальное общение, говорить тоже не будем. С ними лучше работать психологу. В кабинете логопеда я сталкиваюсь с симптоматичным речевым негативизмом, характерным для детей с алалией. Это случаи, когда ребенок, пусть очень плохо, но может говорить с помощью простых слов, и вдруг...

... прерывая успешное общение, замолкает и отворачивается от собеседника. И всё, диалог закончился! И никак не сдвинуться с этой точки! Вот о таких моментах пойдет речь в статье.

Итак, что же это такое, речевой негативизм? Определение крайне простое.

Речевой негативизм - это упорный отказ от общения.

Но вот само слово негативизм какое-то колючее, царапает слух. Даже не хочется его использовать, говоря о детях. Мне больше нравится, как мамы описывают нежелание ребенка общаться при помощи речи. Они очень по-доброму говорят о том, что малыш просто не хочет разговаривать. Вот этой фразой я и заменю колючее, неподходящее к малышу, слово.

Причины, по которым ребенок не хочет разговаривать.

Непонимание - ребёнок не понимает, что вы от него хотите. У него же нет опыта общения с помощью речи, он уже научился обходиться без неё!

Страх - детская психика подвержена страхам. Попытки специалистов или родителей помочь ребёнку "зазвучать" вполне могут пугать его.

Трудности с артикуляцией - часто эти трудности непреодолимы без посторонней помощи.

Неуверенность в своих силах - иногда ребенок уже вступил в общение и вдруг ощутил неуверенность перед сложным словом. Он может отказаться от дальнейшего использования речи в данной ситуации и замолчать.

Достаточно одной из этих причин для отказа от общения, а ведь они могут выступать и в различных комбинациях, и в сумме. Как поступать родителям? Что может помочь ребенку преодолеть "нехотение"?

Понятно же, что сам малыш не получает никакого удовольствия от своего внешне беспричинного сопротивления уговорам взрослых продолжить общение. Более того, у ребенка в этот момент откровенно несчастное выражение лица. Видно, что он и сам не рад своему упорству.

Как решать проблему

Сначала попробуем следовать обозначенным пунктам.

Итак, первое. Непонимание и что с этим делать?

Ребенок справедливо недоумевает, зачем нужно подкреплять свои просьбы речью, когда тебе и так всё дают.

Тут необходимо отказать ребенку в понимании его невербальной коммуникации.

Из опыта одной креативной мамы. Когда малыш тянул ее куда-то, она ситуативно догадывалась, чего он добивается, но просила: "Скажи "А", тогда я пойму." Причем буква "А" была написана у нее на ладони и она, показывая ее, знала, что этот звук ребенок уже легко говорит. И малыш учился использовать речь в диалоге с самых своих первых звуков! Он постигал коммуникативное значение речи.
Малыш, который осваивал навыки диалога, имея в речи только звук "А". Сейчас между нами океан, но интернет позволит продолжить занятия!
Малыш, который осваивал навыки диалога, имея в речи только звук "А". Сейчас между нами океан, но интернет позволит продолжить занятия!

Второе - это страхи. Как их преодолевать?

Здесь нет единого рецепта. Всё зависит от того, насколько успешно удается понять, что пугает ребенка. Угадали, устранили причину страха. Не получилось, ищите дальше или меняйте место и время речевой ситуации. Часто это помогает. Трудно говорить дома, может быть будет легче на даче или в песочнице.

Не зря я вспомнила песочницу. Был у меня ученик, который соглашался говорить, только играя с песком. Когда речь стала совершеннее, ее границы расширились. Не волнуйтесь, этот усатый молодой человек давно вырос и разговаривает с женой и коллегами по работе без горсти песка в кармане!

Третье - это объективные трудности с артикуляцией. Как тут быть?

Понятно, что нужно помочь ребенку и научить его управлять своими органами артикуляции. Способам помощи посвящено множество публикаций на канале. Первые шаги по вызыванию звуков у неговорящего ребенка показаны в отдельной рубрике "Вызывание звуков."

Четвертое - неуверенность в своих силах. Можно ли с ней справиться?

Можно, и довольно легко. У меня есть два испытанных приёма:

  1. Отказаться от слова, которое вызвало затруднение, как бы мгновенно "забыть" о нем и продолжать разговор, как ни в чем не бывало.
  2. Позволить малышу находиться на руках у мамы, сидеть у нее на коленях, держать ее за руку. Это обычно хорошо помогает в случае неуверенности.
Из всего сказанного понятно, что самый верный рецепт справиться с нежеланием общаться с помощью речи - научить ребенка хорошо говорить. Абсолютно все мамы, дети которых вышли в хорошую речь, отмечают, что у ребенка потом просто не закрывается рот! То есть на речевой негативизм не остаётся и намёка. Хватит, намолчался ребенок!

С долговременной программой по решению трудностей, связанных с нежеланием говорить, мы определились.

А что делать здесь и сейчас, когда ребенок отвернулся от вас и плотно сжал губы или начал кричать?

Поможет разобраться и найти выход в каждой конкретной ситуации понимание того, чем обусловлен отказ от речи в данный момент.

Есть предметно обусловленный речевой негативизм. План "А"

В его основе лежит недовольство ребенка, вызванное тем, что ему не дали какой-то предмет или не так выполнили действия с ним. Хорошо, если вы сразу догадались, что именно хотел получить ребенок. Дали желаемый предмет или исправили своё действие. Проблему решили, негативизм сняли. Труднее, когда просчитать не удается.

На этот случай хорошо носить с собой коробочку с мелкими предметами (игрушками, картинками, конфетами, изюмом, орешками). Родители знают, что может привлечь внимание ребенка. Открыв перед ним пакетик или коробочку с интересными ему вещами, можно переключить негативный настрой и вернуться в рамки диалога.

А вот если негативизм эмоционально обусловлен, запускаем план "Б"

Тут есть три направления.

  1. Малыш чувствует себя одиноко в данное мгновение. Тогда мама берет его на ручки, крепко обнимает и шепчет ему на ушко свои заветные материнские слова.
  2. Ребенок наоборот, хочет досадить вам, чтобы добиться ваших сильных эмоций. Дайте выход своим эмоциям! Скажите, что вам грустно (можно даже пустить слезу), что у вас резко заболела рука (нога, ухо, зуб) и только его участие может помочь. Обычно ребенок так изумляется, что начинает сочувствовать и забывает о своем негативизме. Как вариант: можно "зеркалить" поведение ребёнка. То есть, когда он хочет вашего внимания, отказывать ему, включать негативизм со своей стороны. Не жёстко, конечно, а проводя это как игру. По опыту моих подписчиков, "зеркало" работает, негативизм постепенно уходит.
  3. Этот случай самый сложный. Порой ребенок так глубоко погружается в свои переживания, так остро ощущает какое-то внутреннее несчастье (нам его считать не удается), что полностью замыкается в себе.

Вот с этим сделать ничего нельзя. По крайней мере, мне не удалось найти разрешение такой ситуации за годы работы. Тут приходится просто ждать. Выносливость психики ребенка не столь велика, как у взрослого. Малыш в конце концов устанет от своего страдания. Вот тогда его можно будет утешить и переключить описанными выше способами. По рассказам мам, максимальное время, на которое ребенок погружался в свой ярко выраженный эмоционально обусловленный негативизм - это 2 часа. Это очень долго. Чаще все-таки ситуация разрешается в течение получаса.

Речевой негативизм - это крайне сложная тема. Я прекрасно осознаю, что сколько детей, столько и ситуаций. Но когда есть общие теоретические постулаты, как-то легче искать решение.

Так хочется спрятаться и ничего не говорить!
Так хочется спрятаться и ничего не говорить!