В переписном листе, в графе «Занятие, ремесло, промысел, должность или служба» Александра Федоровна жена императора Николая Второго написала: «Хозяйка земли русской».
Так даже себя не величала Екатерина Вторая, видимо трезвое чувство реальности Александре Федоровне было чуждо. Не нашлось и советчика, кто бы ей подсказал, что так писать иностранке, которая даже не научилась говорить по-русски не следует.
Странное сочетание в характере стеснительность и властность. В день коронации одна из ее придворных дам, одевая императрицу поранила пряжкой палец и капля крови упала на мех горностая. Те, кто это видел, считали, что это не к добру. В этот же день на Ходынском поле в Москве народ должен был праздновать коронацию императора с императрицей. Люди бросились за подарками и началась давка. Погибло 3000 человек, но это официальные цифры.
И что же новая императрица, как она себя повела, узнав о Ходынке? Уговорила мужа вечером поехать на бал во французское посольство. Потом Николаю этот бал будут ставить в вину люди разных политических убеждений. Ему бы, наверное, простили саму Ходынку, его вины в этой давке не было, но как он мог танцевать, когда сотни трупов везли через всю Москву. Этого простить не смогли.
Аликс, так звали Александру Федоровну, будет стараться навязать свое мнение всем окружающим, но особенно мужу. У неё сразу не получится отношений со свекровью, взаимная нелюбовь друг к другу. Она будет возмущаться, что муж советуется с матерью по поводу государственных проблем и постепенно вытеснит ее из сфер влияния на Николая. Когда Николай в Ливадии заболел брюшным тифом, она написала свекрови, чтобы та не приезжала, что она одна будет ухаживать за мужем. Мария Федоровна была жестко оскорблена. О состоянии сына она должна была узнавать от преданных ей придворных. Александра Федоровна приказала всем министрам лично ей передавать бумаги, а она уж там разберется какие важные или нет, допускать их или не допускать до царя.
Среди Романовых Аликс встретили очень прохладно, но она нашла поддержку у родной сестры Николая Ксении. Ксения и великий князь Александр Михайлович, готовы были предложить ей дружбу, поначалу она сблизилась с ними. Но у Ксении все время рождались сыновья, а у нее девочки. А ей так хотелось сына, и видимо зависть разрушила эти отношения. Четыре ее дочери здоровы, жизнерадостны, послушны, но так нужен мальчик, наследник. Оба молятся, Александра Федоровна ездит по гадалкам, окружает себя всякого рода мистиками, ясновидящими. Хотя это противоречит православной вере.
И вот на свет появился долгожданный ребенок. И вдруг оказалось, что ребенок болен гемофилией. Разве Аликс не знала, что женщины в ее роде переносят эту болезнь, разве не знал этого Николай, когда на ней женился. Александра Федоровна была убита горем. Любые ушибы у ребенка вызывали внутреннее кровотечение и дикие боли. Ребенок просил ее помочь, он терял сознание, а она ничего не могла сделать. Ее горе было так велико, что она готова была пойти на все, искала разные средства.
Почему еще появилась ненависть у народа к царице, дело в том, что от народа скрыли болезнь. Не все даже при дворе знали о ней. Родители опасались: как воспримет народ новость о том, что наследник смертельно болен. Когда ребенок не мог появиться перед публикой говорили, что он простыл или подвернул ногу. Но это было слишком часто. У и народа сложилось впечатление, что мать плохо следит за ребенком. Потом поползли слухи, что Алексей умственно отсталый. В общем ложь родителей обернулась еще большими сплетнями.
Какая странная связь, истекал кровью ребенок, истекала кровью страна. Кровавое воскресенье, Ленский расстрел, и впереди еще реки крови.
Появление Распутина, который мог делать, то что не удавалось лучшим врачам, для Александры Федоровны было чудом. Как ему удавалось снимать отеки, останавливать кровотечение, успокаивать боль до сих пор загадка. И мать в благодарность за сына готова была выполнять любую его просьбу, любую его прихоть. По стране поползли слухи, что какой-то безграмотный мужик влияет на царскую семью.
Александра Федоровна стала организовывать встречи министров с «другом», так называла она Распутина. Распутин «проверял» всех министров царского правительства. Министр получал пост только тогда, когда на это давал добро Григорий Ефимович. Столыпин и Коковцев оказались неугодны Богу. Столыпина через какое-то время убьют. Деятельность Распутина никогда не ограничивалась заботой о здоровье наследника. Власть Распутина над царицей нанесла ущерб стране больше, чем министерская чехарда времен войны и самовластье Александры Федоровны. Она управляла страной, ею управлял Распутин. Александре Федоровне не доверяли, считали ее даже немецкой шпионкой.
Но Александра Федоровна пришла к твердому убеждению, что Распутин Личный посланник Бога к ней, ее мужу, к России. Она не могла молитвами вылечить сына, а Распутин мог.
В августе 1914 году началась Первая мировая война. С началом войны был всплеск патриотизма, а вот к роковому 1917 году пропасть между народом и властью достигла катастрофической глубины. Народ хотел покоя, мира и хлеба. Власть хотела только власть. Хозяйка земли русской хотела неограниченную власть.
Еще в 1905 году Николай подписал Манифест в надежде прекратить массовые революционные выступления. Несколько дней этот Манифест лежал в кабинете императора, и жена просила не подписывать его. Он уже был готов не подписывать, поддавшись на уговоры жены, но тут зашел его дядя Николай Николаевич и заявил, что он застрелится на его глазах, если он не подпишет Манифест. Николай подписал, но Александра Федоровна этого дяде «Николаше» не простила.
Когда началась война главнокомандующим был назначен Николай Николаевич. Распутин сообщил ему, что собирается ехать на фронт для поднятия морального духа, тот любезно ответил: «Приезжайте, я вас повешу!» Этого ему тоже не простят. Александра Федоровна добьется смещения Николая Николаевича, чья популярность в армии была огромна и толкнет императора стать главнокомандующим русских войск.
Император Николай согласился с супругой стал главнокомандующим, что деморализовало армию. А императрица ничего не понимала, что происходит. Писала: «Наш Друг разложил вовремя карты, умолив выгнать «Николашу». Зато тем самым Александра Федоровна спасла жизнь дяде императора. Он скончается во Франции и будет похоронен со всеми почестями союзной армией. Александра Федоровна стала фактически соправительницей мужа, особенно во время войны. Чем и привела фактически свою семью и страну к краху.
«У Друга ночное видение. Просит приказать начать наступление возле Риги. Друг требует приказать Брусилову немедля остановить южное наступление. Начали, не спросив Его!»
И тысячи русских солдат и офицеров шли на смерть не когда это нужно было командованию, а Гришке Распутину взбредет в голову, безграмотному мужику, который вообще в военном деле не разбирался. В министерстве началась полная чехарда на посты заступали малокомпетентные люди, но угодные Распутину. Премьер министром был назначен Горемыкин, у которого уже был старческий маразм, и его любимая фраза была: Не мое дело!
Потом его место занял Штюрмер, человек сомнительной честности, но любимец Распутина, был уволен так как был уличен в германофильстве.
И самую ярую ненависть в народе вызывал Протопопов-министр внутренних дел. Он заслужил покровительство царицы не только тем, что ему покровительствовал Распутин, но и тем, что регулярно посылал ей телеграммы, подписанные вымышленными именами, где люди клялись ей в своей любви, что разные слои населения поддерживают ее курс в политике. И Александра Федоровна верила, что народ ее любит, она до конца будет в этом уверена.
Нельзя не сказать о том, что во время войны, она в Зимнем развернула госпиталь, выучилась на хирургическую медсестру. Сама оперировала раненых, да ее любили десятки тысяч, но ненавидели миллионы. Ее считали немецкой шпионкой, что было конечно ложью.
Но именно Протопопов спас ее от разоблачения. Во время войны она посылала в Германию огромные суммы обнищавшим своим родственникам, если бы об этом узнала общественность, царской семье пришлось бы лишиться власти намного раньше, может это спасло и их и Россию. Но Протопопов приказал прекратить расследование.
Павел Александрович еще один из Романовых, сын Александра Второго уговаривал Николая принять Конституцию и убрать Протопопова. Но Александра Федоровна твердила держи Протопопова, будь сильным, покажи свою власть. Царь правит, а не дума!
И царь отвечал: «Моя дорогая, нежно благодарю за строгое внушение...ты говоришь со мной как с ребенком...твой бедный маленький слабовольный муженек Ники.»
Николая конечно предупреждали, что Александрой Федоровной манипулирует Распутин, но было бесполезно.
А царица ему писала: «Только дорогой будь тверд, вот что надо русским. Ты никогда не упускал случая показать любовь и доброту. Дай им теперь почувствовать кулак…
Россия любит кнут, это в их натуре- нежно любить и при этом железной рукой наказывать и править»
А потом перечислялось будь Петром Первым, будь Иваном Грозным, будь Павлом. Она одно не понимала он не мог стать ни одним из них.
Убийство Распутина уже не спасло империю. Царицу охватило отчаяние и этим воспользовался Протопопов, он стал ей внушать что общается с духом Распутина, а тот передает ей свою волю. И она писала своему мужу: «Мой драгоценный! Наш дорогой Друг молится за нас на том свете, он еще ближе к нам, но все же так хочется услышать его ободряющий и утешающий голос.»
Когда не стало Распутина стрелы полетели прямо в императрицу, ее стали называть шпионкой, ни благотворительная помощь, ни забота о раненых, ни госпиталь уже ничего не могли изменить.
Когда были исследованы бумаги царицы, у нее нашли карту, детальную карту расположения войск вдоль фронта. Таких карт было всего две. Одна у главнокомандующего, то есть у царя, другая у генерала Алексеева, одного из лучших генералов Первой мировой войны.
Поверить в то, что она была шпионкой невозможно, уж слишком она любила свою семью, своего мужа, своих детей и власть. Она не могла желать поражения России. К тому же она не выносила Вильгельма кайзера, в этом они со свекровью совпадали. Однако сейчас уже доказано, что среди окружения Распутина были германские агенты.
К 1917 году в победу уже никто не верил. Хотя многие сегодня считают, что до победы оставалось совсем немного, но люди устали и если в начале войны большевиков воспринимали как провокаторов и предателей, то к концу войны их пропаганда ложилась на благодатную почву.
В январе к Николаю уже обратились все его родственники Романовы, отстранить от управления Александру Федоровну. Затем председатель Государственной думы Родзянко направил предупреждение: не заставляйте, ваше величество, чтобы народ выбирал между вами и благом России.
Но государь не уступил, а в феврале уже с царским режимом было покончено. Но формально Романов оставался Государем Всея Руси. Царская семья делает последнюю попытку спасти династию от имени царя составляют манифест о даровании конституции.
Вскоре Николай подписал отречение. Александра Федоровна до конца считала все временным недоразумением. Бесстыдной выходкой кучки негодяев. Народ разберется ведь он так любит Ники и ее свою добрую государыню. Ведь ей присылали телеграммы. Поразительно, ведь газеты были полны всяких статей о царской семье, в том числе и грязных, были карикатуры, обвинения в ее адрес. Она как будто их никогда не читала, зато свято верила поддельным письмам Протопопова. Возможно эта вера в любовь народа помогала ей переносить с достоинством все лишения в ссылке. А может она увидела, что сбывается предсказание Распутина.
«Покуда я жив, с вами ничего не случится. Но скоро меня убьют, и с того начнутся новые невиданные беды России. Она утонет в распрях. А всю твою семью убьют.» Она была готова, лишь бы не знали муж, дети, пусть они продолжают надеяться.
Александра Федоровна изменилась, нервная, истеричная, требовательная она вдруг стала спокойной, покладистой, мягкой. Своим спокойствием она облегчила последний год жизни своей семьи.