"Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе." (Фил. 3: 8-14).
Спаситель сравнивает жизнь человеческую с путём. Господь так и говорит: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." (Мф. 7: 13-14). Христианская жизнь - это узкий путь к Царству Небесному. Христианину необходимо знать, что он здесь на земле находится временно, что настоящее его жительство на небесах, куда он и устремляется, и делает нужное для спасения: соблюдает заповеди Божии, причащается, исповедуется, и т.д. Например, для каждого христианина, наверное, важно Причастие Святых Христовых Тайн, которое тоже заповедано Спасителем. Для христианина это событие значимое, он готовится к нему. И когда он достигает цели, причащается, то может после Причастия расслабиться. Тут к человеку может приступить враг, потому что враг не дремлет, и соблазнить на грех, ввести в леность, нерадение или в гордость льстивыми речами. Сатана и демоны очень льстивы; "мужа кровей и льстива гнушается Господь." (Псалом 5: 6). Поэтому после Причастия нужно быть внимательными к себе, осторожными, продолжать покаяние.
И вообще, когда мы видим какие-то успехи в духовной жизни, то не стоит останавливаться на достигнутом, засматриваться на свои успехи, которые есть действие Божией благодати в нас. Это враг льстит нам, внушает, чтобы мы остановились, мечтали о себе, а нужно двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом. Так впереди получите больше.
А если засмотреться на свои успехи в духовной жизни, возмечтать о себе, враг может похитить благодать тщеславием. Тем более не стоит расказывать кому-либо о своих добродетелях и добрых делах без должной на то необходимости, просто из тщеславия. Да даже и в мыслях не стоит обдумывать добрые дела, по возможности, и тщеславиться, потому что всё хорошее, что мы делаем, - это действие благодати Божией. А тщеславные мысли подкинуты сатаной или бесами, они таким образом похищают благодать. Как говорит Господь: "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф. 6: 3-4).
Как раз о том, что нужно остерегаться лести, написано в басне И. Крылова: "Ворона и лисица".:
"Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова."
Поэтому на пути в Царство Небесное лучше не останавливаться на достигнутом, не обдумывать нынешние успехи, а идти дальше, двигаясь вперёд, живя в настоящий момент, здесь и сейчас. К тому же мечтания, обдумывание своих успехов, например, отвлекают от настоящих дел, а ведь человек может ещё больше сделать для спасения своей души. Времени терять даром не нужно, оно дано нам на покаяние, каждый день может оказаться последним. Поэтому лучше отвергать все льстивые помыслы, приписывать все победы действию благодати Божией, не тщеславиться, а продолжать дальше вести христианскую жизнь, двигаться вперёд ко спасению.
"Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его, как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова: "Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё, не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим, пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!"" (Псалом 131: 1-5).
Источник: https://rustih.ru/ .