Найти тему

Проблемы нравственности в СМИ.

Нравственность в средствах массовой информации – это соблюдение правил журналистской, телевизионной и другой этики, принципов и норм морали.

СМИ выполняет следующие функции:

1. Информационная;

2. Формирование общественного мнения;

3. Выражение общественного мнения;

4. Идеологическая;

5. Образовательная;

6. Управленческая;

7. Коммуникативная;

8. Развлекательная.

А задача СМИ состоит в том, чтобы предложить аудитории целостную картину взглядов и общественных настроений.

СМИ решают многие политические, экономические, социальные проблемы.

(Все вышесказанное - это немного теории, которую предлагает нам Интернет).

Однако одной из важных проблем было и остается – сохранение культурного наследия, но в наше время на это просто недостаточно эфирного времени. Его занимают новости о столкновении интересов, болезнях, короновирусе, да и просто развлекательные передачи.

СМИ стали игнорировать нравственность, хотя она должна быть одним из главных их принципов. Однако в погоне за сенсациями, журналисты и другие объекты средств массовой информации стали пренебрегать гуманностью, честностью и терпимостью. Пресса все больше становится «желтой», журналистика больше направлена на зомбирование читателя, нежели на выполнение основных своих функций – информирование, формирование и выражение общественного мнения, соблюдение журналистской этики.

Конечно, средства массовой информации во многом подстраиваются под правила общества, они должны давать ему то, в чем оно заинтересовано, иначе внимание к СМИ может угаснуть. Это дает толчок для развития безнравственности массмедиа. Но это не значит, что СМИ должны забыть о культурных и моральных ценностях, однако контролировать этот процесс очень сложно.

Уже долгое время средства массовой информации называют четвертой ветвью власти, так как они играют большую роль в организации общества, имеют большое влияние, ведь от них зачастую зависит общественное мнение, интересы, настроения людей. Но они не только не формируют положительные нравственные устои общества, но выступают в качестве инструментов, разлагающих общественную мораль. СМИ занимают значительную часть нашей жизни и, как было сказано выше, имеют большое влияние, поэтому, как и у любой власти, их ответственность очень высока.

Значительную часть информации в СМИ занимает реклама. Сейчас ее обилие замечает каждый. Подчас информативная или познавательная культурная передача может прерваться навязчивой и зачастую вредной, безнравственной рекламой, представляющей не только полезные для человека вещи, но и те, что вредят ему и его здоровью: алкоголь, сигареты и другое. При этом диссонанс рекламы и культурно-познавательной передачи снижает восприятие и положительное действие последней, что приводит к изменению ценностных ориентаций. Влияет на восприятие и способ подачи рекламы. Многие замечают, что она преподносится гораздо громе, чем основная передача. Это влияет не только на внимание аудитории, но и на нравственное развитие человека. Такая подача рекламы обусловлена конкуренцией, борьбой за потребителя, ведь, чем ярче и более вызывающе выглядит реклама, тем больше внимания она на себя привлекает, что дает преимущество перед конкурентами. Но в таком случае рекламщики забывают о том, как это влияет на слушателей.

Такие приемы относят к злой нравственности. Она исходит из личных интересов людей или компаний, не считая с удобством и мнением аудитории. Данный подход рано или поздно может привести к тому, что создатели рекламной кампании начинают считать себя исключительными и говорят о своем превосходстве над другими.

Все эти методы рассчитаны на безнравственные, низменные потребности человека, такие, как, например, насилие. Безмерная злость, ненависть не представляются опасными, а по некоторым СМИ они выглядят нормальными, поэтому аудитория начинает воспринимать насилие и жестокость как то, что вписывается в пределы нормы. Здесь нацеленность на потребности человека проявляется в том, что людям свойственно проживать и выражать какие-либо эмоции, негативные в том числе, однако в данном случае выражение и проявление этих эмоций сводится непосредственно к насилию, убивая в человеке нравственное начало, которое в нем заложено.

В наше время много разновидностей средств массовой информации. Это телевидение, Интернет, социальные сети, газеты, радио, кино, новости и многое другое. Они сопровождаю нас везде, и иногда, даже не замечая того, мы попадаем под их влияние. Каждое из этих средств несет огромный поток информации для слушателей или читателей. Однако не всегда эта информация подстраивается под нравственные и моральные нормы. Это связано с тем, что информация, донесенная более радикальными методами, резкими словами и выражениями, наглядными, пусть и не всегда уместными, фото- и видеофрагментами, возможно стала восприниматься более серьезно, на нее обращается больше внимания нежели на информацию, сказанную простым языком без «резкости». Какую информацию лучше воспримет читатель или слушатель? Ту, которая просто описана с учетом моральных норм или ту, которая ярко, подробно изображена, подкреплена каким-нибудь цитированием зачастую с отнюдь не моральными высказываниями и детально показанным видеофрагментом? Конечно, больший отпечаток в памяти оставит второе. Даже если человек будет не согласен с такой подачей информации, и она будет ему не по нраву, она все равно запечатлеется в его памяти, потому что вызовет бурю эмоций. Во многом на это и рассчитан безнравственный метод донесения информации. На то, чтобы вызвать как можно больше чувств, тогда человек лучше воспримет информацию, возможно, поделится с ее источником, кому-нибудь расскажет и так далее.

Нравственность в СМИ – это очень размытое понятие. Сложно предугадать, как то или иное слово повлияет на восприятие, кто посчитает его нормальным и приемлемым, а кто безнравственным и противоречащим моральным нормам. Это может зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от самого человека, получающего информацию. Все люди разные и их восприятие тоже отличается. А также разнятся и их мировоззрения и взгляды на то, какой должна быть преподнесенная информация, какова должна быть форма высказываний, что для подачи новостей приемлемо, а что нет. Во-вторых, на это может повлиять сам источник информации, его история и «репутация». Из какой-нибудь группы ВКонтакте не совсем корректное изложение данных, содержащих ненормативную лексику, откровенные фото и видео, резкие высказывания и отзывы, может показаться и нормальным, а, например, из новостей по федеральному каналу та же самая интерпретация будет выглядеть вызывающей, неуместной и отталкивающей. Но даже в одном источнике информации может быть разное восприятие нравственной стороны. Например, официальной группы ВКонтакте и какой-нибудь развлекательной. Если развлекательная группы выложит скандальный пост с нецензурными высказываниями и откровенными фотографиями, это будет если для некоторых неестественно, то хотя бы приемлемо, так как никакой особой смысловой нагрузки сама группа не несет, на ней не лежит ответственность за чью-то репутацию, у нее нет цели нести аудитории какие-либо моральные нормы и принципы. Но если официальная группа крупного предприятия или организации выложит подобное, то скорее всего она нарвется на осуждение, возможно, ухудшит свою репутацию и подорвет доверие аудитории, что может закончиться тем, что от их услуг или сотрудничества с ними люди могут отказаться, ведь на них уже лежит ответственность за то, что они доносят до масс.

Если рассматривать телевидение, то можно заметить, что на этой площадке также идет тенденция к снижению нравственности. Там наблюдается все больше нецензурной лексики, пропаганды, например, нездорового образа жизни, маргинальности, преступности, произвола и безнаказанности. Это не просто доносится до аудитории, на которую направленно все вышеперечисленное, состоящей во многом из детей и подростков, более подверженных внушению, но скрытыми методами может направлять их к этому.

Деградация нравственности в СМИ не только имеется, но и влияет на мировоззрение и взгляды людей. Подвергаясь большому влиянию СМИ, люди могут осознанно или нет перенимать эту модель безнравственности и вседозволенности, они видят, что в телевизоре «так можно», значит и им ничто не мешает, например, так себя вести. Люди утрачивают те моральные ценности, которые у них были, перестают их воспринимать, как что-то необходимое, нужное и важное для жизни в обществе и главное – для них самих. Понятия уважение, сострадание, справедливость, честность и т.п. перестают иметь смысл и иметь свое действие не для всех, конечно, но для значительной части людей.

Однако все эти проблемы не остаются без внимания. Почти все платформы используют цензуру. У каждой они свои. К примеру, на телевидении непристойные слова и фразы перекрываются пищащим звуком, а откровенные фотографии и видео перекрываются пикселями. В социальной сети Тик-Ток неприличные фразы, выражения, действия, сцены могут привести к тому, что пользователя, выкладывающего такие видео программа блокирует или удаляет его видео. А иногда перед просмотром предупреждает, что подобные сцены могут быть неприятны. Конечно, такие ограничения иногда работают сверхмеры и не позволяют осветить определенные темы, не имеющие безнравственного подтекста, но все же они есть. Социальная сеть Инстаграмм также использует подобные приемы.

Все это дает понять пользователям, что безнравственное поведение – это не норма, оно не является примером для подражания, к такому не стоит относится положительно. Все эти способы помогают людям, хоть и неосознанно, понять, что девиантное поведение не несет в себе ничего хорошего.

Однако в СМИ есть не только безнравственное. В Интернете и телевидении есть много примеров правильного поведения. Это может быть волонтерство, гуманитарная помощь, помощь в поисках пропавших людей и животных, сбор денег на лечение.

Так, например, в период сильных пожаров летом в городе N России социальные сети выкладывали призывы волонтеров к их тушению, результаты их работы, что подавало хороший пример другим людям, делало их активными в добровольчестве и направлении помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Сбор гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской народных республик производился посредством СМИ по всей стране: выкладывались контакты для сбора средств, инициировались сборные пункты, которые располагались в различных учреждениях – от учебных заведений до различных предприятий, распространялись по телевидению и Интернету призывы людей к помощи. Это было массовое стремление помочь людям, попавшим в тяжелую ситуацию, являющееся безусловно нравственным поступком, который был развит в таком масштабе во многом благодаря средствам массовой информации.

Также многие средства массовой информации организовывают набор людей и поиски пропавших, массовые флешмобы, направленные на улучшение окружающей среды, субботники и т.п.

Сбор средств на лечение больных осуществляется почти полностью с помощью массмедиа. Телевидение, радио, газеты, Интернет объявляют эти сборы, предоставляют контакты, что дает людям возможность изменить чью-то судьбу в лучшую сторону, помочь в беде.

Все это помогает восполнить уровень безнравственности, способствует улучшению моральных принципов людей, показывает, что запомниться может не только что-то вызывающее и неподобающее, но и добродетельное, а также меняет представление людей о том, что Интернет – это исключительно «грязное» место.

Однако не только средства массовой информации могут быть источником безнравственности. Аудитория, которая слушает, читает, смотрит, что на повестке дня также зачастую активно нарушает моральные принципы. Особенно это проявляется в социальных сетях, где можно быстро отреагировать на публикацию или новость с помощью комментариев под постами. Часто можно заметить, что под адекватными публикациями, будь то развлекательный контент, серьезные рассуждения или обычные новости, не имеющими безнравственного подтекста, люди пишут не просто агрессивные комментарии, как реакцию на пост, но и оскорбления, переход на личности, различные призывы к насилию, агрессии и экстремизму. Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, воспитание человека, его образованность в сфере культуры общения в Интернете. Во-вторых, отличное от автора публикации мнение, которые он ввиду личных качеств и причин выражает таким образом. В-третьих, личная неприязнь к автору, которая может быть вызвана рядом поводов. Однако все перечисленное, конечно не оправдывает людей, которые устаивают «грязь» в социальных сетях и комментариях. А что говорить про скандальные публикации, которые являются плодородной почвой для безнравственных комментаторов, готовых зацепиться за любое слово, чтобы показать полное отсутствие моральных норм. Здесь уже вряд ли что-то сможет сдержать поток ненормативной лексики, резких и грубых выражений, оскорблений, возможно даже угроз. Сама аудитория, читатели создают для себя такую среду. Таким образом они показывают, что для них безнравственность, бескультурье – это норма. Люди сами дают возможность СМИ снимать с себя ответственность за отсутствие моральных границ, так как они готовы потреблять и поддерживать то, что им предоставляют.

Из всего вышесказанного следует, что нравственность в СМИ сейчас активно деградирует из-за вседозволенности и отсутствия границ. СМИ становятся рассадником поведения, противоречащего этическим нормам. Однако это вина не только массмедиа, но и людей поддерживающих такой способ подачи информации и активно в нем участвующих.

Но СМИ представляют собой не полностью безнравственную часть общественной жизни. Многие их ответвления активно стараются внести полезный вклад в развитие общества, создавая основу для привлечения людей к общественно полезной деятельности, труду, заботе о себе и других, развивают в людях сострадание, добродетельность, честность, гуманность и все, что может быть в человеке нравственного и культурного.

На этом мое повествование завершено, тапками не кидать, пишу первый раз и надеюсь на обратную реакцию. Что вы думаете об этой проблеме?