Прошлое Германии (заляпанный краской памятник Бисмарку, ожидающий своего сноса) и её будущее (открытый в 2020 году памятник В.И. Ленину)
Из новостей: готовится официальное принятие в состав России четырёх областей бывшей Украинской ССР (Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской). Россия признала независимость Херсонщины и Запорожья.
160 лет тому назад, 30 сентября 1862 года, «железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк заявил: «Великие вопросы эпохи решаются не речами и не постановлениями большинства — это была величайшая ошибка 1848—1849 годов, — а железом и кровью». Под «величайшей ошибкой» Бисмарк имел в виду опыт первого учредительного собрания Германии, которое завершилось крахом, так как потерпела поражение революция, на которую оно опиралось.
Тогда эти слова вызвали много споров, например, русский поэт-монархист Фёдор Тютчев ответил Бисмарку в 1870 году задиристыми стихами:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Но оба участника «спора», наверное, посмеялись бы над идеей, что выше и того, и другого должно стоять... право. Полвека спустя другой мыслитель, тоже отнюдь не марксист, Николай Устрялов, писал об этом так: «Великие войны, великие народные движения всегда воодушевляются внеправовым или сверхправовым мотивами. Никогда их нельзя уложить в формальные рамки права.
Подлинная сила, добиваясь своего признания, апеллирует прежде всего к самой себе: её стремление не знает чуждых её природе, принципиальных сдержек — «Non kennt kein Gebot». Она сама — свой высший суд. Только тогда, когда закончена силовая переоценка ценностей, на историческую сцену возвращается право, чтобы регистрировать свершённые перемены и благотворно «регулировать прогресс»... до следующей капитальной переоценки». «В иерархии ценностей праву принадлежит подчинённое место. Выше его — нравственность, эстетика, религия. Большие исторические движения обыкновенно допускают известное «оформление» именно нравственными, эстетическими и религиозными категориями, но не правовыми. С точки зрения последних они иррациональны, и потому еретичны, отрицательны, злы. Вот почему юристы-догматики в массе обычно «ничего не понимают» в таких движениях. Их время приходит потом, когда нужно уже фиксировать результаты кризиса».
Франкфуртское национальное собрание Германии — «величайшая ошибка», по Бисмарку
Короче говоря, как любили говорить в то время, «сова Минервы вылетает лишь с наступлением сумерек». К чему всё это? Ну, если вернуться из 160-ти и 100-летней дали в сегодняшний день, то станет ясно, к чему. Сейчас всё решается не голосованиями и не постановлениями большинства, которым некоторые почему-то неумеренно радуются, не правом, а исключительно, по старику Бисмарку, «железом и кровью». Как будет решено, так и будет. Так что проведение нынешних голосований в четырёх областях бывшей Украинской ССР, не будем питать иллюзий, не решает ровным счётом ничего. Видимо, после полугода военных действий, к тому же с началом мобилизации в России, после отступления на Харьковщине, потребовался какой-то «позитив». Ну вот, пожалуйста, «позитив». Но...
Если это и имеет сейчас какое-то значение, то чисто психологическое. Что тоже, конечно, что-то значит. А так — смотрите слова Бисмарка.