Найти тему
Наука и фантастика

Гендер и космос: практика Тиатары

Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам
Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Дисклеймер: любители пикантных сюжетов будут разочарованы. Никакой "клубнички". И никакого оголтелого феминизма. И даже никаких обсуждений нетрадиционных семейных отношений между инопланетянами (про это была отдельная статья, но там тоже нет ничего "горяченького").

Речь пойдет именно о социальной практике, существующей на Тиатаре - планете, где разворачивается действие моей космооперы.

Промышленность и сельское хозяйство Тиатары успешно обслуживают потребности местного населения, которое относительно невелико и растет медленно (в семьях моих героев редко бывает больше трех детей).

Специализация Тиатары в рамках Межгалактического альянса разумны миров - в основном, научная и образовательная. В течение долгого времени системообразующим заведением был Межгалактический Колледж космолингвистики (вкупе со смежным Институтом космолингвистики и концерном Тиалингво, производящем программы и лингвочипы). Получился некоторый перекос, поскольку по другим специальностям университетского образования на планете получить было невозможно. Отчасти это возмещалось существованием курсов при Севайской обсерватории (для астрономов и астрофизиков), при ведущих медицинских центрах, при Институте биологии Тиатары. Но в какой-то момент возникла нужда в университете, и он был построен, причем сразу в статусе Межгалактического, а не местного.

Актовый зал. Изображение, созданное нейросетью Вомбо.
Актовый зал. Изображение, созданное нейросетью Вомбо.

А при чем тут проблема гендера?

При том, что в академической среде даже у нас на старушке Земле во второй половине XX века стало нормальным наличие женщин-магистров, доцентов, профессоров (сама такая!), даже иногда академиков (редко, но бывают). Конечно, иногда сотрудницы вузов (обычно западных) жалуются, что их дискриминируют, меньше платят, реже продвигают по карьерной лестнице, и т.д. У нас, мне кажется, нет, потому что вся сфера образования сильно феминизирована, начиная с детских садиков и школ и кончая вузами (особенно гуманитарными).

Скажу больше: в моей родной сфере музыкального образования гендерная дискриминация практически отсутствовала уже в 19 веке, когда появились первые консерватории. Там могли и учиться, и преподавать прекрасные девы и дамы. Стать математиком или химиком в России (и даже какой-нибудь Австрии) XIX века женщине было невозможно, а музыкантшей - запросто. Правда, не всех специальностей. Но девы и сами не шли учиться играть, например, на тромбоне, контрабасе или фаготе (сейчас идут!). Поэтому преобладали пианистки, певицы, арфистки, реже - скрипачки, и лишь в начале XX века появились и композиторы (не самодеятельные, а воспитанные в консерваториях).

Реалии Московской консерватории. Слева- прекрасная арфистка и джентльмен, помогающий ей затащить арфу в лифт. Справа - прекрасная тромбонистка. Фото моё.
Реалии Московской консерватории. Слева- прекрасная арфистка и джентльмен, помогающий ей затащить арфу в лифт. Справа - прекрасная тромбонистка. Фото моё.

Филология, лингвистика, а в моей саге и космолингвистика - специальности, вполне подходящие женщинам. Они не требуют физической силы, но требуют хороших мозгов, пытливости, усидчивости, умения зубрить непонятное, и кроме того - способности анализировать, обобщать и предлагать свежие гипотезы.

Колледж космолингвистики на Тиатаре - заведение, в котором гендер вообще не имеет значения. Разве что девочек не селят в общаге вместе с мальчиками (но, если им хочется встречаться, никто мешать не будет). У некоторых инопланетян гендерное самоопределение весьма разнообразно. Сильфиды - только женщины, алечуанцы - среднего рода, аисяне уверяют, что у них вообще нет пола, но предпочитают обращение в мужском роде. Это никого не интересует, всех интересуют только мозги, ибо, как говорят мои герои, космолингвист - отнюдь не белковое приложение к лингвочипу, а самостоятельно мыслящая личность.

Уйлоанское общество на Тиатаре скорее патриархально, однако его неформальный глава, принц Ульвен Киофар, он же - профессор Джеджидд, воспитан в академических традициях, и потому видит своей преемницей в Колледже любимую ученицу, а наследницей императорского титула - сестру. Для Тиатары это вполне нормально.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!