Битва при Селедках — военная операция у города Рувре во Франции, к северу от Орлеана, которая произошла 12 февраля 1429 года во время осады Орлеана. Непосредственной причиной битвы стала попытка французских войск во главе с Карлом Бурбоном, графом Клермонским, перехватить и отвлечь конвой с припасами, направлявшийся к английским войскам.
Англичане осаждали город Орлеан с прошлого октября. Французам помогали шотландские силы во главе с констеблем шотландской армии сэром Джоном Стюартом из Дарнли. В рассматриваемом регионе есть два места под названием Рувре. В своей биографии сэра Джона Фастольфа Стивен Купер приводит причины, по которым битва, вероятно, произошла около Рувре-Сент-Круа, а не Рувре-Сен-Дени.
Этот конвой снабжения, возглавляемый сэром Джоном Фастальфом, был снаряжен в Париже, откуда он отбыл некоторое время назад. По словам Регины Перно, этот конвой состоял из «около 300 повозок и фургонов, перевозивших арбалетные древки, пушки и ядра, а также бочки с сельдью». Последние присылались, так как приближались постные постные дни. Именно наличие этого запаса рыбы дало битве несколько необычное название.
Битва
Поле битвы представляло собой почти безликую плоскую равнину. Французская армия численностью от 3000 до 4000 человек противостояла гораздо меньшим английским силам, которые заняли оборонительные позиции, собрав фургоны с припасами в импровизированное укрепление. Затем весь оборонительный строй был дополнительно защищен заостренными шипами вокруг, чтобы предотвратить атаку французской кавалерии, - тактика, которая с большим успехом применялась в битве при Азенкуре.
Атака французов началась с обстрела из пороховой артиллерии, относительно нового оружия для того времени, правильное использование которого не было хорошо изучено.
Шотландская пехота, вопреки приказу графа Клермонского (Перно утверждает, что «Клермон посылал сообщение за сообщением, запрещающим всякое нападение») пошла в атаку против английского строя. Это, по словам де Вриса, вынудило преждевременно прекратить артиллерийский обстрел из опасения нанести удар по собственным силам. Шотландцы не были хорошо защищены доспехами, и большой урон им нанесли английские лучники и арбалетчики, которые стреляли из-за защиты их фургонного форта.
В этот момент англичане, видя, что оставшиеся французские силы не спешат присоединяться к шотландцам в атаке (Перно цитирует Journal du siege d'Orléans о том, что оставшиеся французские силы «трусливо двинулись вперед и сделали не соединяться с констеблем и другими пехотинцами»), решили сами перейти в контратаку. Они нанесли удар в тыл и фланги дезорганизованным французско-шотландским войскам и обратили их в бегство.
Перно утверждает, что объединенные французско-шотландские силы потеряли около 400 человек, включая Стюарта, лидера шотландцев. Среди раненых был Жан де Дюнуа, известный также как Орлеанский бастард, которому едва удалось спастись и который позже сыграет столь важную роль вместе с Жанной д'Арк в снятии осады Орлеана и французов. Затем последовала Луарская кампания.
Последствия и значение
Хотя сегодня принято считать, что битва при Селедке была проиграна из-за невозможности продолжить артиллерийский обстрел в полной мере, в то время так не считалось, по крайней мере, в осажденном городе Орлеан. В пределах городских стен, как видно из отрывка в Journal du siege, графа Клермона обычно обвиняли в катастрофе, считая его трусом и презирая. Вскоре после этого Клермон вместе с раненым графом Дюнуа покинул Орлеан вместе с примерно 2000 солдатами. Боевой дух в городе и среди его лидеров был настолько низким, что рассматривалась возможность сдачи города.
Битва при Селедках была самым значительным военным действием во время осады Орлеана с момента ее начала в октябре 1428 года до появления на сцене в мае следующего года Жанны д'Арк. Тем не менее, это было, судя по всему, довольно незначительное столкновение, и, если бы не контекст, в котором оно произошло, оно, скорее всего, было бы отнесено к сноскам в военной истории или даже вовсе забыто.
Но это было не только частью одной из самых известных осад в истории, история также получила распространение благодаря тому, что она сыграла ключевую роль в убеждении Робера де Бодрикура в Вокулере согласиться на требование Жанны о поддержке и безопасности Шинон. Ибо именно в день (12 февраля 1429 г.) битвы Жанна встретилась с де Бодрикуром в последний раз. Согласно истории, изложенной в нескольких местах (например, в Саквилле-Уэсте), Жанна сообщила, что «оружие дофина в тот день потерпело большое поражение под Орлеаном». Когда несколько дней спустя новости о военной неудаче под Рувре действительно достигли Вокулёра, де Бодрикур, согласно рассказу, уступил и согласился спонсировать ее поездку к дофину в Шиноне. Жанна наконец уехала из Вокулёра в Шинон 23 февраля 1429 года.