Есть такая польская сказка «Доктор Бартек и смерть» (по ней в перестроечные годы снят мрачный мультик), в которой рассказывается о таком поверии: «Если пронести свечу через рощу, Ночью тёмной, осенней, ненастной, Если пламя свечи не погаснет, Твоя жизнь не будет напрасной… И бессмертие ожидает того, Кто пронесет свечу через рощу» (песенка из упомянутого мультика). Мне кажется, это очень хороший образ веры. Ведь что такое вера? Это не некое настроение, эмоциональная вспышка, подобная вспышке молнии, которая ярко загорается, но через долю секунды сгорает в атмосфере. Но это и не теоретическое построение, не наше умозрительное представление о том, каким должен быть огонь. Ведь мысленный огонь не жжет и никого не согревает. Вера — это волевое усилие, это то, что нужно поддерживать постоянно, то, что не существует без перманентного личного усилия. Вера — это свеча, которую недостаточно просто зажечь. Ее огонь нужно беречь, укрывать от ветра страстей, соблазнов, интеллектуальных перверсий, ересей и суеверий. И чтобы достичь спасения, бессмертия, вера должна подвергнуться испытаниям. Не потому, что христиане — это мазохисты, которые не могут жить без страданий, а потому, что так устроен грехопадший мир, в который посланы христиане. Мир — это роща, продуваемая всеми ветрами, а наша вера — огонь, который нужно через эту рощу пронести.
Но как можно сохранить огонь веры? Сохранением заповедей, то есть хранением себя в чистоте. Трезвостью мысли, которая ставит мощный заслон греху. Молитвой в храме, которая дает нам силу всех святых мира, Богородицы и Христа. Наконец, сберечь свечу нам помогут добрые дела: ведь дела любви — это и есть зримый огонь веры. Вера без дел мертва именно в том смысле, в каком огонь мертв без пламени, невозможен без него. «Но и то надлежит помнить, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — что вера одна, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто так верует, без добрых дел. Явлением веры служит сила, исходящая от веры; силы же явлением служит ревностное делание заповедей Божьих и богоугодных дел. Ибо <энергия> происходит от силы, обладая которой, может кто делать что-либо».