Вот ведь как бывает! Стоишь в ложе прославленного театра вяло аплодируешь (солисты хорошие, да и в целом артисты свою работу делают) а вокруг восторженный шепот «Ах! Великий Большой!» «Настоящее искусство!» «Наш балет самый лучший!»
Я бы и рада поддержать сей радостный хор, но … Что-то мне мешает.
Профессиональная принадлежность? Отчасти. Но и знаю многих коллег для которых балет и Большой это настоящее чудо.
Что ж мне-то не нравится?
А все просто. Мне очень повезло видеть по-настоящему великих. Находиться с ними в одной комнате и наблюдать их величие и простоту. Они тихие, спокойные и очень сосредоточенные на репетиции. Великие могли одним поворотом головы, легким движением руки создать образ и вызвать бурные овации и настоящее поклонение у зрителей.
В детстве мне казалось что это нечто само собой разумеющееся. Помню как в Мариинским театре зрители аплодировали по 30 минут после спектакля. И это были не клакеры, простые зрители из разные члоев общества. Тогда театры были более доступны для рабочих чем для интеллигенции. Мне тоже хотелось хлопать. Потому что образы созданные только что были взаправдашними. И за это волшебство хотелось благодарить их все больше и больше. А ещё посмотреть на них подольше и разгадать что заставляет нас зрителей так долго смотреть на них.
Ну да я увлеклась рассуждениями.
Ходила я на Дон Кихот. Балет этот люблю за то, что он незамысловатый, а неточность исполнения можно прикрыть гишпанским темпераментом, веселенькой музыкой Минкуса и милыми дурачествами солистов. Правда одно «дурачество» Базиля меня повергло в шок. Во время исполнения сложнейшей поддержки (на поднятой над головой танцовщик руке держал Китри) известный артист с регалиями и званиями дабы показать всем какой он молодец взял и помотал ногой. Ну то есть у тебя с одной руке баба живая, а ты ногой машешь, вне образа влюбленного, который эту самую бабу с упоением носит и пылинки с неё сдувает. Уж простите, но надеюсь, педагог-репетитор объяснил танцовщику что так делать на стоит. Не предствляю как это пережила Китри.
Помимо всего прочего такая самодеятельность - отступление от хореографического текста. Попробовал бы он такое провернуть в Ковент-Гардене или Гранд Опера! С ним бы быстренько расторгли контракт и заставили бы платить неустойку.
К чести покойной ныне страны в которой я родилась, такие цирковые ногомахания были просто исключены. Это было немыслимо. И не из-за неустойки. А потому что противоречили драматургии спектакля. В балете все движения исполненные артистами неслучайны, так же, как и слова в романе Толстого “Война и мир”.
Но в целом спектакль был весёлый и жизнерадостный. Но впечатление от него быстренько затерлось повседневностью. Да и поход в Большой не был похож на праздник. Просто пришли в театр, посмотрели спектакль и ушли. Никакого послевкусия. Никаких впечатлений и эмоций. Все забылось.