Найти тему

150 мечей за епископа. Загадки мечей Ульфберта-ULFBERHT-VLFBERHT, часть 3

Канал “Книжные раскопки” продолжает тему мечей Ульфберт-ULFBERHT-VLFBERHT. В первых двух частях (ссылки в конце статьи) была освещена теория Алана Вильямса о скандинавском происхождении мечей и использовании при производстве “настоящих” мечей VLFBERHT тигельной стали азиатского происхождения, и критика (на грани опровержения?) этой теории. Теперь речь пойдет о более традиционной, франкской, теории в современном изложении. Она была выдвинута Анне Сталсберг в работах 2007-2008 года, и получила с тех пор некоторое (осторожное) подтверждение археологическими находками в Германии и Швейцарии.

из Фульдского сакраментария
из Фульдского сакраментария

Постановка задачи.

Итак, c какими вопросами приходится разбираться в теории, что-то объясняющей про мечи с надписью VLFBERHT?

  • очень большое количество мечей с вариантами надписи
  • географическое распределение находок
  • распределение датировок находок по времени
  • собственно надписи: само слово, наличие крестов в надписи, используемые буквы, ошибки

Первое, количество находок и их распределение в пространстве и времени. Как я уже писал, сам факт наличия более 160 мечей с вариантами VLFBERHT достаточен, чтобы считать, что они не были сделаны одним человеком. Возможные варианты: родовое имя, местность (сразу нет – это именно имя, неважно, франкское или скандинавское), имя хозяина (владельца или сеньора) мастерской или мастерских.

находки мечей VLFBERHT в Европе, по Петри 2019
находки мечей VLFBERHT в Европе, по Петри 2019

Датировки находок это поддерживают. Даже отбрасывая находки в комплексах, датированных собственно по мечам, достаточно находок в погребениях, где датировка возможна по другим вещам или другими методами. Получается диапазон с 9 по 11 век – слишком много для одного человека. Известны, конечно, мастера-оружейники, чьи работы подделывались и дольше – но здесь важно не только абсолютное, но и относительное количество находок. Мечи с надписями VLFBERHT составляют почти 7% от общего количества описанных и введенных в оборот мечей эпохи викингов. Поэтому, речь скорее всего идет о мастерской или группе мастерских, связанных либо с именем основателя, либо владельца/сеньора/контролера.

Ульфберт - имя не мастера-оружейника, а "мастера над оружием"?

Последний вариант и был как раз предложен Сталсберг. Производство оружия в каролингской империи было привилегией – т.е. правом, даруемым королем или его представителями, и обязанностью. Кто и как мог приобрести или получить оружие, считавшееся, мы бы сказали, высокотехнологичным: мечи, доспехи (bruniae), поножи – регулировалось законом и отслеживалось властями. Также регулировалась торговля жеребцами. Соответственно, предполагается, что Ульфберт – имя обладателя такой привилегии, по аналогии с владельцами монетных дворов. Которые чеканили на монете не только имя короля (не всегда и не сразу), но и свое имя. Как позже на банкнотах помещали подпись казначея или директора банка – некоторые традиции очень стары.

по Петри, 2019
по Петри, 2019

Итак, по предположению Сталсберг, Ульфберхт или Ульфберхты были организаторами производства оружия, а никак не кузнецами. Возможно, два основных варианта подписи +VLFBERHT+ и +VLFBERH+T означают двух разных людей, занимавшихся одним и тем же делом или одновременно, или друг за другом. Это соответствует использованию каролингского начертания букв в надписи и объясняет ошибки в надписях даже на качественных клинках - кузнецы могли быть неграмотны.

Ульфберт - деятель церкви или ее вассал?

А кто же был основными производителями оружия в каролингской империи? Церковь. Епископы и аббаты организовывали мастерские по производству самых сложных видов оружия тех лет – мечей, доспехов, осадных машин. И вооружали этим войска, набранные в их землях, которые шли в армию империи.

сохранившееся здание каролингской эпохи в аббатстве Лорш
сохранившееся здание каролингской эпохи в аббатстве Лорш

Если рассмотреть знаменитые каролингские капитулярии, связанные с торговлей оружием, то можно заметить несколько вещей. Прежде всего, оружие не могло продаваться за рубежи империи. Торговцы, отправляющиеся к соседям, не могли иметь при себе доспехи и оружие на продажу. Оружие и доспехи нельзя было продавать чужеземцам, уже приехавшим в империю.

И особенно подчеркивалось: “чтобы никакой жадный священник (священнослужитель) не смел продавать nortmanni доспехи, мечи или лошадей”. (Edictum Pistence, 864)

Или, в более мягкой форме: “никакой епископ, аббат или аббатиса, или ректор или ризничий и никто из их вассалов не может без разрешения короля продавать доспехи и мечи чужеземцам”. (Булонский капитуляр, 811).

Существует также интересный факт, что в 869 году арабы похитили архиепископа Арля (тоже каролингская территория). Был затребован и выплачен выкуп: 150 фунтов серебра, 150 плащей, 150 рабов и 150 мечей. Затруднений в выплате последний пункт не вызвал, что означает наличие достаточного количества оружия в арсеналах епископства и его вассалов. Опять-таки, в силу специфики каролингского устройства, это скорее всего были именно арсеналы епископства, а не монастырей на его территории – этими арсеналами зачастую распоряжался лично король.

Исходя из фактов выше, достаточно велика вероятность, что Ульфберхт или Ульфберхты были либо служителями церкви, либо вассалами одного из аббатств или епископств. В качестве еще одного аргумента Сталсберг приводит структуру подписи – само наличие крестов. Крест в начале подписи – сохранившаяся до наших дней традиция в подписях католических и англиканских епископов и аббатов. В средние века крест перед подписью зачастую ставили и священники, и другие служители церкви. Второго креста это, однако, не объясняет.

Место производства. Швейцария или Германия?

Возможная принадлежность Ульфберта или Ульфбертов к церкви, вместе с традиционной нижне-рейнской гипотезой о происхождении имени, приводит нас к монастырям Лорш и Фульда на территории Германии или монастырю Сент-Галлен на территории Швейцарии. В поминальных и вкладных книгах последнего фигурирует множество людей с именами: Uolfberht, Uolfbernt, Uolfbernus, Uolfberht/ Wolfbert, Uolfbertus/Wolfbertus. Никогда в написании Vlfberht, однако.

меч из Гроссенвизена, по  Вульф 2015
меч из Гроссенвизена, по Вульф 2015

Находка меча 10 века в Гроссенвизене, про которую уже была статья на канале (ссылка в конце), может служить частичным подтверждением этой гипотезы. Меч, судя по рентгенографии, был окован из цельной заготовки и имеет “правильную” надпись +VLFBERH+T. При этом состав металла клинка и сплавов, использованных в отделке рукояти, указывает на руды региона Таунус (или еще возможен Зигерланд для стали клинка), Германия. Аббатства Фульд и Лорш, согласно письменным источникам, владели землями и/или получали поставки металла из обоих регионов. Наиболее явным признаком является очень высокое содержание марганца в металле клинка, характерное для железных руд этих регионов (и части месторождений Норвегии, если придираться). Столь же высокое содержание марганца выявлено для еще одного меча, найденного в 2010 в Швейцарии (отдельно не опубликован), и для меча с надписью +VLFBERHT из Гнездова. Однако сплав на рукояти однозначно указывает именно на Таунус (анализ изотопного состава свинца, отличается для разных рудников).

И в итоге...

Можно утверждать что хотя бы часть высококачественных мечей с надписью VLFBERHT производилась на Рейне. Было ли связано производство с монастырями, если да -то каким или какими, кто исходно начал производство мечей с такой надписью – франки или скандинавы – вопросы пока открыты.

Кстати, с этим тесно связан и вопрос географического распределения находок, который пока остался обделен вниманием.

В следующих статьях будут поднята и эта тема, и критика данной теории, и совершенно неожиданные гипотезы, в которых отвергают датировку рукоятей мечей по Петерсену и предлагают совершенно другие идеи о значении надписи VLFBERHT…

Основные источники к статье: “Вновь к клинкам мечей VLFBERHT” Сталсберг 2008, "Археометрический анализ..." Леманн 2015.

Полный список источников и точные ссылки - в карточке статьи на сайте канала Kopist.site.

Часть первая цикла о мечах VLFBERHT, “Викинги и булат?
Вторая часть, "Викинги отдельно, булат отдельно?"
Четвертая часть, "Где мечи зарыты"
Пятая часть, "
Меч как ребус"

А здесь можно прочесть о мече +VLFBERH+T из Гроссенвизена, на который я ссылался выше.

фрагмент расчищенной надписи, по Моиланнен 2015
фрагмент расчищенной надписи, по Моиланнен 2015

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!