После слов Дмитрия Медведева о возможности применении ядерного оружия и обращения Владимира Путина касательно мобилизации многие аналитики сосредоточились только на пессимистических прогнозах. Вдобавок неофициальные телеграм-каналы вбрасывают сообщения о создании на Украине некой группы по срочной разработке собственной атомной бомбы. Ситуация в противостоянии России и коллективного Запада как будто вошла в эскалационное пике, в котором трудно представить, какие действия нужно предпринять, чтобы хоть как-то снизить градус напряженности в международных отношениях.
А самое страшное, что это снижение градуса, кажется, никому критически и не нужно. Сергей Марков попытался смоделировать вероятные сценарии развития трагических событий.
«ВН»: – Сергей Александрович будет ли дальнейшая эскалация конфликта и ядерная война? Или есть еще варианты?
– Эскалация будет точно. А ядерная война – совсем не точно. Эскалация почему будет? Западные страны, очевидно, занимают всё более радикальную позицию. Они активно поддерживают ядерный терроризм. Они активно поддерживают инфраструктурный терроризм. В частности – теракты против российских газопроводов. Естественно, они, как и всякий преступник, говорят, что это не они. Кроме того, они поставляют всё больше оружия. Они уверенны, что они на правильном пути, поскольку у украинской армии в Харькове было наступление. И сейчас она на самом деле наступает в районе Красного Лимана, в районе Херсонской области.
Они уверены, что им удастся сокрушить Россию военным путем на Украине, а потом перевести военные действия на другие территории России, потом свергнуть Путина, установить марионеточный режим и так далее. Они хотят балансировать на грани ядерной стратегической войны. Но, конечно, свалиться в нее никто не хочет.
Россия – не хочет терпеть поражение и тоже идет по пути эскалации. Вот сейчас частичная мобилизация, референдумы о присоединении четырех регионов. И всё это говорит о том, что эскалация точно будет.
Что касается ядерной войны, сегодня Запад очень много говорит о возможности использования Россией тактического ядерного оружия. Но мне представляется, что использование Россией тактического ядерного оружия против украинской армии крайне маловероятно. Во-первых, потому что Украина является неядерным государством. Россия подписывала договоренности о том, что она не будет использовать ядерное оружие против неядерных государств. Если бы она использовала, то большинство неядерных государств очень активно начали бы присоединяться к санкциям европейским и американским против России.
Кроме того, американцы предполагают, что будет очень большое наступление украинской армии. То есть украинская армия будет бить российскую армию, и тогда, чтобы остановить украинскую армию, Россия воспользуется тактическим ядерным оружием. Но я не верю в большое наступление украинской армии. Я думаю, что небольшое наступление будет – вот этот Лиман и какие-то другие территории могут быть взяты украинской армии, поскольку у них сейчас в течение месяца будет численное преимущество. Но к концу октября это численное преимущество будет минимизировано. Поэтому возможность большого наступления не очень вероятна. Я думаю, что Россия не будет использовать тактическое ядерное оружие.
«ВН»: – Во всей этой хаотической игре есть хоть какой-то голос разума, а не риск и блеф? Хоть кто-то рассуждает сейчас целесообразно?
– Конечно. Во-первых, Владимир Путин. Он вообще очень миролюбивый политик. Восемь лет он не вводил войска в Украину – пытался избежать этой ситуации. Он семь месяцев не объявлял даже частичную мобилизацию. Он не отказывается вести переговоры с западниками. Хотя, с моей точки зрения, какой смысл их вести? Они занимаются ядерным терроризмом. Сидят и говорят откровенную ложь, что это российская армия бьет по атомной станции, где стоит российская армия. Взорвали российский газопровод – и говорят, что это Россия взорвала свой газопровод. Мне кажется, в таких условиях переговоры бессмысленны. Я считаю, что их нужно прекратить. Но Владимир Путин проявляет безграничное терпение. И не прекращает эти переговоры.
Кроме того, голосом разума можно назвать заявления Шрёдера. Заявления Берлускони также. Заявления китайских лидеров. Они говорят примерно так: желательно боевые действия остановить, начать переговоры, и Запад должен уважить российские интересы. А российские требования очень простые – прекратите готовить жесточайшего врага России, анти-Россию, на территории Украины, которую вы хотите натравить на нас. А там дальше уже практические вещи, которые можно обсуждать, если Запад скажет, что он не будет делать анти-Россию из Украины. Всё, тогда вполне возможно начать переговоры.
«ВН»: – Байден в этой ситуации производит впечатление человека, который вообще не вполне понимает, что происходит. И не только касательно войны, но даже в бытовом плане. А кто в США креаторы политики? Кто реально формирует позицию Америки?
– Это Джейк Салливан (советник президента США по национальной безопасности – прим. ред.) и Энтони Блинкен (государственный секретарь США – прим. ред.). Вот два наиболее ключевых человека. The New York Times публиковала статью об этом… Потому что вопрос у всех возникает. Всем понятно, что не Байден принимает решения. А кто же тогда эти люди, которые принимают решения? Вот они опубликовали список. Там десятка полтора людей. Но по внешней политике, без сомнения, вот эти двое, глава ЦРУ и глава Пентагона.
«ВН»: – В политической жизни США перекати-поле летать начинают. Это же всё какие-то второстепенные фигуры.
– Это хороший вопрос. А ответ – просто американская система в кризисе. Это связано с тем, что к власти приходят глобалисты, глобальная олигархия. Глобальные корпорации хотят прийти к власти во всем мире, в том числе в США. А для них американцы – такой же материал, как и другие страны. И они заинтересованы снизить там размещение производств, переместить производства в более дешевые страны, снизить зарплаты американцам. Американцы, естественно, против этого, и они голосуют за антисистемных политиков. Таких как Берни Сандерс, как Трамп. Вот они будут защищать интересы американцев.
Глобальные корпорации против этого. Они сначала фальсифицировали выборы и выкинули Берни Сандерса, праймериз внутри демократической партии фальсифицировали. Потом они фальсифицировали прошлые президентские выборы. И это вводит систему в кризисное состояние. Америка эволюционирует от демократической системы к системе, которую я называю манипулятивной демократией. Это когда формально демократия есть – а фактически ее нет. Это закономерный результат того, что происходит во внутренней политике США.
«ВН»: – Генезис этого кризиса в общественно-политической жизни США или это следствие внешних факторов? В частности, того, что США естественным образом теряют свое влияние в мире?
– Генезис этого кризиса в том, что, во-первых, глубинное государство и американские корпорации всё меньше зависят от граждан и всё больше проводят самостоятельную политику. Спецслужбы США при Бараке Обаме совершили государственный переворот. Потому что он их не вполне контролировал. Без особого желания он дал согласие на это.
Америка «уходит» с первой позиции не очень быстро. Ее уход может еще полвека занять. И дело скорее во внутренних процессах в США – в переходе от демократии к власти олигархии и бюрократии. Точнее, бюрократия и олигархия была и при демократии. Но сейчас происходит их переход к неконтролируемой власти.