35,2K подписчиков

Чье мнение важно подросткам?

159 прочитали
В подростковом возрасте человек впервые всерьез задумывается о событиях, которые еще не связаны с ним напрямую: это общемировые новости, противоборства партий, действия политиков и другое.

В подростковом возрасте человек впервые всерьез задумывается о событиях, которые еще не связаны с ним напрямую: это общемировые новости, противоборства партий, действия политиков и другое. К кому подростки склонны прислушиваться в этих вопросах? Об этом ПостНаука узнала у кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Кирилла Хломова.

Социализация, начавшаяся в детском возрасте, активно продолжается и в подростковый период. В числе прочего ребенок начинает узнавать многое о процессах, которые пока не связаны с ним непосредственно — и представляют собой как бы отдаленную картину, на фоне которой живет общество.

Советский психолог и педагог Даниил Эльконин в качестве индикатора наступления подросткового возраста выделял появление чувства взрослости, а основным новообразованием считал появление самосознания. Развитие чувства взрослости и последующее взросление происходят по нескольким направлениям: у подростка возникает желание, чтобы взрослые относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому; он стремится к самостоятельности и хочет оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; у него появляется своя линия поведения, несмотря на несогласие со стороны взрослых или друзей; он подражает внешним проявлениям взрослых; он ориентирован на качества взрослого; взрослый оказывается образцом деятельности; он достигает интеллектуальной взрослости.

В этом контексте исследователи отмечают несколько важных факторов. Они приходят к выводу, что несмотря на свойственное этому возрасту желание конфронтировать ключевое влияние на подростка имеют матери: именно на их предписания и установки ребенок ориентируется при формировании убеждений, выборе жизненной траектории в и других вопросах. В то время как мать имеет устойчивую связь с подростком, отцы играют гораздо меньшую роль. Некоторая доля влияния приходится на оставшихся близких родственников и ближайшее окружение: это могут быть дедушки и бабушки, братья и сестры, друзья.

Кроме того, сегодня важную роль играет цифровая грамотность детей, которая на фоне родительской обычно оказывается выше. Поэтому еще один важный источник знаний для подростка — интернет и аудиовизуальный контент в нем, который потребляется активнее, чем текстовый. В зависимости от социальной группы подросток будет прислушиваться к тем блогерам и авторам, которые релевантны ему. Потребление информации в интернете, как правило, оказывается многоканальным — соответственно, подросток смотрит и слушает одновременно несколько лиц, вызывающих доверие. Поэтому можно предполагать, что, получив некоторую информацию из нескольких подобных источников, подростки готовы именно ее принимать как достоверную.

Публикация на сайте ПостНаука: https://postnauka.ru/questions/157169