Найти тему
#iNмузей

Максим Бугаев. Монтаж музейных экспозиций: кадровый вопрос.

МАКСИМ БУГАЕВ, фотография © «Нео ЭКСПО-Арт»
МАКСИМ БУГАЕВ, фотография © «Нео ЭКСПО-Арт»

Наиболее яркие проекты, реализованные компанией «Нео ЭКСПО-Арт»:

Музей-панорама «Бородинская битва», музей-заповедник «Куликово поле», Музей тверского быта, разделы «XIX-XX век» ГЦМСИР, раздел «Лунариум» Московского планетария и др.

«Нео ЭКСПО-Арт» - одна из ведущих компаний в сфере разработки и реализации музейных проектов. Мы решили поговорить с генеральным директором компании Максимом Бугаевым о наиболее ответственном участке работы – о монтаже экспозиции, о том, какие трудности существуют сегодня в этой сфере и о способах их преодоления.

- Ваша компания занимается практической реализацией проекта экспозиции?

- Да, конечно. У нас есть замечательные специалисты. Они называются монтажниками, но по сути это художники-оформители. Это люди, которые всю свою жизнь связали с музейным производством, люди, которые тесно работают с художником и архитектором. Они последнее звено в этой цепочке. Они могут хорошо сделать свою работу, могут не очень. Бытовой пример: вы купили дорогую хорошую плитку для ванной, но вам ее криво положили. Сама плитка замечательная, но те кривые руки, которые это сделали, полностью нивелировали эффект от этой плитки. Или наоборот – вы купили что-то не очень дорогое, но вам так идеально все выложили, что у вас получилось замечательное комфортное пространство, которые вы начинаете любить и вам хочется приходить домой. Здесь то же самое. Эти люди – бесценный актив нашей компании, потому что те наработки, которые появляются с годами, действительно бесценны. Невозможно просто стать музейным монтажником – вчера ты мебель собирал, а завтра ты музейные экспозиции собираешь. Хотя люди переходят из смежных направлений – там есть много схожих компетенций, но есть и много нюансов. И один из важнейших аспектов создания музейной экспозиции – закрепление экспонатов. Особенно, если мы говорим, например, об оружии: холодном оружии, огнестрельном оружии. Методы его презентации и умение эти методы реализовать – это ювелирная работа. Каждый крепеж должен быть уникален, индивидуален и безопасен. Эти навыки передаются как ремесло – из рук в руки. Этому надо учиться, практиковать, перенимать опыт у старших товарищей.

МОНТАЖНИКИ «НЕО ЭКСПО-АРТ», фотография © #iNмузей
МОНТАЖНИКИ «НЕО ЭКСПО-АРТ», фотография © #iNмузей

- В связи с этим – есть ли какие-то планы, связанные с образованием себя, коллег?

- Безусловно, вопрос образования очень актуален сегодня. Значительная часть музейных кадров сегодня сами растут, как получится, как березка в поле. Нет никаких стандартов, например, для музейного монтажника. Нужны ли они в жесткой форме, как, например, СРО (саморегулируемая организация), нужно ли лицензирование – я не знаю. Сложный вопрос. Потому что есть крайности. Одна крайность: «Заходи кто хочет в наше бесценное музейное наследие», другая крайность – «будем пускать только со справкой - какие курсы он там окончил?»

- А не возникает желания самостоятельно обучать специалистов?

- На эту тему неоднократно думал. И более того (возвращаясь к технологии): время разработки концепции – годы, время разработки проекта художественного – месяцы, время монтажа – недели или даже дни. И вопрос – что монтажники должны делать в другое время? Значит, они должны от проекта к проекту, от задачи к задаче каким-то образом переходить. И занятость монтажной группы между проектами - самая сложная задача для компании в этом направлении деятельности. Одна из идей, что в этот период можно было бы как раз обмениваться опытом и повышать квалификацию.

- А как обстоит дело с монтажом экспозиций в регионах?

- Есть определенные трудности. В регионах нет финансирования, такого, как в Москве или Питере. Это к чему приводит? Да просто к отсутствию кадров, которые имеют нужный опыт. Получается, региональные музеи вынуждены обращаться к компаниям московским, питерским – к тем, у кого этот опыт есть. Ну, при условии, что они выиграют тендер. Это не значит, что в регионах нет нормальных толковых людей. Они есть. Но им не хватает опыта, не хватает прикладного образовательного начала, чтобы они знали (на примере того же оружия) – из каких элементов можно сделать крепеж. Знали, как его сделать безопасным – в соответствии с требованиями музейного хранения. Как его сделать эстетически приемлемым. Чтобы он был и безопасным для экспоната, и не закрывал обзор. Вот эти все компоненты вместе – требуют навыков. У нас даже был опыт, когда мы, делая какую-то экспозицию, приглашали сотрудника музея, штатного монтажника, и он, участвуя в создании экспозиции, как раз этот опыт перенимал. Но это опять-таки связано с финансами. Человек должен приехать в Москву, ему надо где-то жить, ему надо платить командировочные.

Но на мой взгляд, эту деятельность надо распространять. Потому что музейное пространство – реально безгранично. В музеях сегодня можно устраивать совершенно разноформатные мероприятия. Сценография как формат организации музейного пространства распространяется повсеместно в музейном мире, и люди, которые отвечают за оформление должны постоянно совершенствоваться, получать и нарабатывать необходимые навыки и компетенции, одним словом - учиться.

#inмузей #музейноепроектирование #монтажэкспозиции #музеология#дизайнэкспозиции