Найти тему
Frequent Flyers

Зачем самолётам ВСУ

   Это не выхлопная труба, а эжектор ВСУ
Это не выхлопная труба, а эжектор ВСУ

У большинства современных самолётов на один двигатель больше, чем вам кажется. Этот двигатель, как правило, располагается в хвосте и называется ВСУ: вспомогательной силовой установкой. Как он работает и для чего нужен: рассказываем подробности.

   Хвост A319, вид снизу на ВСУ
Хвост A319, вид снизу на ВСУ

Конструктивно это такой же газотурбинный двигатель, работающий на авиационном керосине, только маленький. Он не создаёт тягу (вернее, создаёт, конечно, но её недостаточно даже для того, чтобы сдвинуть самолёт с места), а нужен для других задач. Первая – это вращать генератор. Вторая – это подавать сжатый воздух от собственного компрессора.

С обеими задачами прекрасно справляются и основные двигатели самолёта. Более того, когда они работают, то и ВСУ отключается. Зачем же она тогда нужна? В первую очередь на стоянке, когда двигатели не запущены – тогда от ВСУ запитывается электрооборудование и система кондиционирования, ведь нельзя же запускать двигатели во время посадки и высадки пассажиров, а также наземного обслуживания самолётов. А ВСУ находится высоко над землёй и не мешает. Кроме того, использование двигателей для этих задач приводило бы к дополнительному расходу топлива и ресурса двигателей.

Это не выхлопная труба, а эжектор ВСУ  📷
Это не выхлопная труба, а эжектор ВСУ 📷

Сама ВСУ запускается (не заводится, а именно запускается) электростартером, питающимся от аккумулятора. Он раскручивает ротор, затем подаётся топливо, ВСУ начинает работать. От работающей ВСУ можно запустить и основные двигатели. Их для запуска тоже нужно раскрутить, и делают это при помощи сжатого воздуха от компрессора ВСУ. Это обеспечвает достаточный поток воздуха для образования топливо-воздушной горючей смеси, которая зажигается и двигатель начинает работать. Если просто раскрутить двигатель, не обеспечив его достаточным потоком воздуха, он просто разрушится из-за перегрева.

Обратите внимание на открытый воздухозаборник ВСУ у этого Boeing 767  📷
Обратите внимание на открытый воздухозаборник ВСУ у этого Boeing 767 📷

После поджигания смеси раскручивание ротора продолжается до тех пор, пока обороты не достигнут оборотов малого газа – только после этого прекращается подача сжатого воздуха от ВСУ. На некоторых типах ВС, например, на Boeing 737NG и Boeing 787, в процессе запуска двигателей на генераторы одновременно подаётся ток изменяемого напряжения и частоты: они помогают раскручивать ротор.

Во время полёта ВСУ обычно не работает, но может использоваться в аварийной ситуации – например, для перезапуска остановившегося двигателя. А если встают оба двигателя, то благодаря ВСУ все системы самолёта продолжают работать, он сохраняет управляемость. Например, именно благодаря ВСУ стали возможными «Чудо на Гудзоне» и «Чудо на кукурузоне».

Первые ВСУ появились на военных самолётах ещё во время Первой мировой войны (например, на британском квадроплане-истребителе Supermarine Nighthawk). А вот на гражданских ВСУ впервые появилась впервые только на Boeing 707 и то в качестве «тюнинга»: то есть, ими впоследствии дооборудовали часть выпущенных самолётов. Штатная ВСУ появилась только у Boeing 727, причём расположена она не в хвосте, а в нише шасси – её наличие позиционировалось как преимущество, позволяющее эксплуатировать самолёт на неподготовленных аэродромах, где нет наземных источников питания и кондиционирования, а также установок воздушного запуска.

А на том же «Конкорде», например, ВСУ не было: предполагалось, что этот самолёт будет летать только в крупные международные аэропорты, где есть вся наземная техника, в то время как у Ту-144 ВСУ была. Кстати, во многих зарубежных хорошо оборудованных аэропортах использование ВСУ запрещено в ночное время для снижения уровня шума и выброса выхлопных газов. Нет ВСУ на некоторых турбовинтовых самолётах, например, ATR: вместо неё на земле просто запускают правый двигатель, отсоединив винт. Из отечественных пассажирских самолётов первым получили ВСУ Ту-154 и Ту-134А: у последнего её разместили на месте тормозного парашюта, имевшегося в первой модификации Ту-134. Это стало возможным благодаря новым двигателям с реверсом. Между тем ещё на Як-40 имелся турбоагрегат для запуска двигателей, но он только подаёт сжатый воздух, а генераторы не вращает, поэтому не может называться ВСУ.

Ту-134А-3 с открытым воздухозаборником ВСУ  📷
Ту-134А-3 с открытым воздухозаборником ВСУ 📷

Илья Шатилин

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц