Найти тему

СОВЕТСКИЕ АКТЁРЫ С ЭПИЧЕСКОЙ ВНЕШНОСТЬЮ. (Ч.2).

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Кинематограф СССР ,наряду с печатными изданиями ,был главным инструментом пропаганды ,а с появлением телевидения вошёл в каждый дом и стал дублировать то,что показывали на большом экране.Он должен был доносить до зрителя чётко поставленные идеи в максимально понятной форме,для чего ,естественно,требовались соответствующие персонажи.Но если простому положительному герою достаточно было иметь "нормальную"внешность и быть правильным,честным и трудолюбивым,то к лицедею исполняющему по какому-либо замыслу роли исторического масштаба или сказочно-былинных героев предъявлялись несравнимо большие фактурные требования. Это обязательно должен был быть высокий и статный человек,с открытой и мужественной внешностью, выдающимся телосложением,являющийся отпечатанным героем и образцом для подражания.И совершенно неважно ,что персонажи часто получались плоскими,а жизнь их одномерной,поставленные советскими режиссёрами задачи выполнялись полностью,а отцензуренные сценарии не допускали никаких кривотолков.Ниже мы предлагаем вспомнить советских маэстро сцены с выдающимися внешними данными ,большинству из которых предлагать отрицательные роли было бы просто кощунством.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

11) СЕРГЕЙ СТОЛЯРОВ. (1911-1969) 31 работа в кино.Сергей Столяров прочно входит в тройку главных символов советского кино 30-40-ых,наряду с Андреевым и Черкасовым.Он был живым олицетворением "истинного советского человека"в полном понимании этого слова,как чисто внешне,так и по поведению его ролевых персонажей.Все его роли были тщательно подобраны и просчитаны,благодаря чему отменно запоминались и приобретали всесоюзное значение.Лауреат Сталинской премии 51-го года.В связи с давними проблемами на "Мосфильме", Столяров долгое время плодотворно работал на студии"Союздетфильм", занимавшейся ,на самом деле,производством абсолютно взрослых советских "фэнтези"("Садко,Илья Муромец" и др.),в которых этот актёр весьма успешно участвовал.Так же как и Шукшин так и не смог снять своего "Степана Разина",так и Столяров не смог и не успел снять свой давно запланированный фильм о Дмитрии Донском,в котором он,возможно,исполнил бы свою лучшую роль.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

12) ВИКТОР СТЕПАНОВ (1947-2005) 82 работы.Карьера этого видного и крупного актёра пошла только с 38-и лет после прорывной для него роли в картине "Михайло Ломоносов".Советский кинематограф тех лет представлял из себя систему кинотеатров в каждом городе и трёх каналов на телевидении,в которых в ротации той или иной жёсткости постоянно крутились те или иные отечественные фильмы.Поэтому совершенно естественно,что Степнов сразу стал известен всей стране и сразу же стал использоваться в подобном амплуа ,играя аналогичных персонажей.В отличии от очень многих коллег по актёрскому цеху,Степанов практически не почувствовал профессионального провала 90-ых,как ни в чём не бывало продолжая успешно и много сниматься уже в новых фильмах,чему не препятствовали ни возраст ,ни травмы на съёмках.Так же как Жарков почти безальтернативно и вольготно занимал ту нишу,к которой с 97-го подключился Андрей Панин,так и Степанов долго был "одиноким королём"в том амплуа,к которому ,после 02-го, уверенно подключился Балуев.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

13) ВЛАДИМИР СОШАЛЬСКИЙ. (1929-2007) 110 работ. Этот представительный маэстро был буквально создан для того,чтобы играть роли высокомерных элитарных интеллигентов, привилегированных"сливок общества"и важных деятелей культуры,намного жёстче ,чем,допустим,Стржельчик.Все его роли были буквально проникнуты прирождённой дворянской статью и естественным барством.Таких типажей было очень много в советской элите и номенклатуре, поэтому,закономерно, пригодился и лицедей идеально их воплощавший.Владимир Сошальский был истинным баловнем судьбы,родившимся для веселья и счастья,да ещё и с большим актёрским талантом,который чётко прослеживается буквально в каждой его роли.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

14) НИКОЛАЙ КРЮКОВ (1915-1993) 135 работ. Кирк Дуглас советского кино! "Россия Молодая, Приключения Холмса,Петровка 38,Туманность Андромеды"и,конечно,"Последний Дюйм",-вот те фильмы ,где запомнился этот замечательный маэстро сцены своими отчеканенными ролями.В результате тяжёлых жизненных перипетий он смог всецело посвятить себя актёрской профессии только с 43-х лет,но даже и те второплановые роли ,которые он в основном исполнял ,очень сложно представить сыгранными кем- либо другим,что сразу подтверждает его высокий актёрский уровень таланта и мастерства.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

15) НИКОЛАЙ СИМОНОВ (1901-73) 48 работ.Лауреат трёх Сталинских премий! Будучи прежде всего театральным актёром,Симонов много снимался в кино,причём начиная даже с эры немого кинематографа.Закрепив свой уровень в важнейшем для себя фильме "Чапаев"(роль Жихарева),Симонов прославился своей самой главной ролью в "Петре Первом"1937-го года,будучи уверенно утверждён из 15-и кандидатов и не за внешнее сходство,а за убеждённость в его актёрских способностях.Не смотря на 36-и летний возраст,в этом фильме актёр смотрелся на 50 с лишним,и это не считая коренастой фигуры,которую нивелировали специальной обувью и недопущением участников выше его в кадр.Но несмотря на все эти минусы и наличие более подходящих внешне коллег,Симонову удалось полностью передать всю энергетику правителя и полностью включиться в актёрских ансамбль.Не менее значимыми были его воплощения в кинокартинах "Овод"и"Человек-амфибия",где он создал исключительно убедительные образы,гармонично вписавшись в эти чрезвычайно популярные в СССР фильмы.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

16) ВАДИМ СПИРИДОНОВ,(1944-89) 111 работ. Актёрская карьера этого мастера сцены частично похожа на сходный творческий путь Химичева.Такой же как у него поздний старт и такое же как у него резкое изобилие ролей и всё это благодаря природному актёрскому дарованию ,и,самое главное,благодаря классической кинематографической фактуре,идеально подходящей под любые проекты советских режиссёров.Также как и Маркова ,и Масюлиса,Спиридонова никак нельзя поставить в чисто отрицательные лицедеи.Его высочайший профессиональный уровень подтверждается например тем,что после сверх негативной роли в забытом ныне крупнейшем фильме"Судьба"1977-го года,после которого у актёра были даже недоразумения в реальной жизни,данный маэстро почти молниеносно переключился на более светлые амплуа,что почти не дано очень многим лицедеям в том числе и западного кино,зачастую не способным избавляться от"роли-клейма".И именно эта способность большого актёра не зацикливаться на одном типаже и спокойно сбрасывать абсолютно любые образы и выделяет настоящего художника от ремесленника.К сожалению как и очень многие его коллеги,Спиридонов вряд ли вписался бы в кино 90-ых,ибо не смог вынести даже начало перестройки.Эстафету его типажа подхватили уже другие исполнители.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

17) ГЛЕБ СТРИЖЕНОВ (справа,1925-85) 51 работа;

18) ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ (1929) 43 работы. Эти два брата актёра,имея всего лишь 4-х летнюю разницу в возрасте,уверенно сделали мощную карьеру в советском кинематографе,всегда занимая в нём места самого высшего дивизиона.Со своими необычными внешними данными,оба брата принадлежали к числу советских исполнителей с аристократическо-дворянской внешностью и точно таким же амплуа.Всесоюзно прославившись в фильмах"Овод"и "Сорок первый",Олег Стриженов в дальнейшем мог себе позволить исключительную избирательность ролей,отказываясь от ролей Болконского,Вронского и Гамлета,что было поистине немыслимо для кого-либо другого.Его принцип был:либо главная роль в хорошем(в его понимании)кино,либо ничего.И это лишний раз подтверждает тот высокий ранг,на который он сам себя поставил в советском кинематографе.Его старший брат Глеб был также неотразим буквально в каждой своей роли("Звёзды и солдаты,Красное и Чёрное,Третий тайм" и др.).Оба брата были очень сильно похожи как на своего коллегу Смоктуновского,так и заграничных артистов Делона(Олег) ,и Дэвида Боуи с его андроидной харизмой.И это только добавляет им плюсов в качестве общепризнанных мастеров сцены и экрана,фильмы которых интересно пересматривать до сих пор.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

19) ВАЛЕРИЙ КОЗИНЕЦ (1939-2020) 61 работа. Этого актёра надолго прославила роль от которой внезапно отказался другой лицедей("Руслан и Людмила".1972.О.Видов).Эта картина была очередной ярко выраженной советской "фэнтези".Идеально вписавшись в образ ,Козинец ,тем не менее,по факту послужного списка,так и остался крепким середняком,а эта роль так и осталась самой его известной.В советском кинематографе 1948-88-го годов жанр "сказка-фэнтези"играл очень важную роль,являясь на самом деле продолжением большого серьёзного кино,и в этой нише было поставлено до сотни высококачественных работ с полным арсеналом доступных киностудийных спецэффектов.Те деятели и художники советского кино ,которых не пускали реализоваться на большой экран стабильно шли творить в "сказки"и мультипликацию(из-за чего так много взрослых и странных советских мультфильмов).Советские "фильмы-сказки"занимали тогда именно ту нишу,которую сегодня занимает "Марвел".;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

20) ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ (1926-97) 93 работы.Этот важнейший актёр советского кинематографа в первую очередь прославился главными ролями в фильмах "Офицеры"71-го и"Петровка 38" 80-го года.Но и задолго до этого ,например уже в "Педагогической поэме"55-го года ,было видно,что этот исполнитель совершенно ничем не уступает ни Рыбникову,ни Урбанскому-мэтрам первой десятки.Такой типаж был всегда востребован в советском кино.Юматов был из тех лицедеев,которым суждено быть любимцем публики не смотря ни на что,и большой отряд почитателей и обожателей его творчества не оставлял его до самого конца.Он был востребован и режиссёрами и зрителями практически всегда и этому не мешали ни его личные проблемы.ни его возраст.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

21) ИВАН ПЕРЕВЕРЗЕВ (1914-78) 89 работ. Его общеизвестными главными ролями стали Крутиков("Первая перчатка") и адмирал Ушаков.Он был ещё одним ярким любимцем судьбы,легко шагая по жизни и профессии, осыпаемый всеми её благами и преференциями.Твёрдо входя в 10-у главных мужских типажей советского экрана,Переверзев,так же как и Столяров,воплощал в себе образы эталонных советских людей и абсолютно правильных исторических персонажей.И именно он был однозначно главным некоронованным "мачо" советского киноцеха 40-50-ых годов,как по внешности,так и по общеизвестным фактам бурной личной биографии.В итальянских опере и кинематографе таких личностей и типажей была масса.Но в его конкретном случае избыточные качества бонвивана,никак не повлияли на его очень высокий профессиональный уровень.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

22) ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ (1924-2012) 51 работа.Ещё один заслуженный мастер сцены с выраженной аристократическо-благородной породистой внешностью, очень рано стартовавший в большом кино в 25 лет сразу двумя крупными картинами"Встреча на Эльбе "и"Кубанские казаки"49-го года.Лауреат двух Сталинских премий 1950-го и 51-го годов.Несмотря на мощный старт,актерские дарования и идеальные внешние данные,он явно не смог закрепиться в первой двадцатке и,к сожалению,не сыграл и 80% ролей которые ему были по силам.Не часто появляясь на большом экране,Давыдов отдавал всё время любимой работе во МХАТе.Но и тех киновоплощений которые осуществились(у многих их было ещё меньше) с лихвой хватает,чтобы отдать должное его таланту и профессионализму.

Чем солидней и представительней актёр,тем больше порученная ему роль усиливается этими составляющими.Будучи помножены на качество режиссёрско-операторской работы,вкупе с хорошо подобранными костюмами и декорациями,фактура и талант актёров сливаются на площадке в гармоничное представление,выдавая зрителю превосходное кинодейство.Кино не может состоять только из "обычных" хороших или плохих персонажей,ему нужны герои,иначе теряется весь его смысл и,спрашивается,зачем оно вообще.И именно поэтому подобные мастера и будут востребованы и нужны всегда,как ,в своё время,были востребованы и нужны маэстро из представленного только что списка.

Вся статья носит оценочное суждение.