Найти тему

Фантазия в китайском стиле. Как Крестовый мост завис в воздухе

#INJECT_1# В мае 1776 года Екатерина II отдала распоряжение построить висячую, или крестовую, Китайскую беседку, «дабы с Большой дороги, не переходя чрез большой против средины дворца мост, быть по произволению в куртинах Нового сада». Проще говоря, чтобы была возможность спокойно пройти от Екатерининского дворца в сторону ровно подстриженных куртин Нового сада и Китайской деревни. Сейчас такому проходу мешает ограждение Александровского парка, в которое упираются две опоры моста. Да и подняться на мост из парка теперь невозможно: вход на лестницу закрыт… То, что беседка именно китайская, — дань времени. Мода на «китайщину» пришла в Россию в конце XVIII столетия, и Екатерина II проявила к ней благосклонный интерес. Не случайно тогда в этой же части парка были сооружены два нарядных Китайских моста, Драконов мост, Большой Китайский мост с четырьмя экзотическими фигурами китайцев. И не только мосты: выстроенные рядом целая Китайская деревня и Китайский театр придали северному ландшафту совершенно неожиданные черты. На самом деле главной особенностью Крестового моста стала его конструкция. Четыре опоры представляют собой как бы перекинутые друг через друга два мос­тика. В плане они образуют крест — ­отсюда и название моста. По каж­дой опоре наверх к беседке ведет гранитная лестница из 23 ступенек. Эти опоры были сложены из кирпича таким образом, чтобы, несмот­ря на их видимую легкость, могли выдержать нагрузку, которую создавала сама беседка и находящиеся наверху люди. Под верхней площадкой над водой свисала «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это декоративное украшение. А расположенная на мосту беседка была облицована темно-вишневым, желтым и голубым глазурованным кирпичом, изготовленным на фабрике Конради в Красном Селе. Это прекрасное сооружение, мас­терски исполненное в 1776 – 1779 годах архитекторами Василием Ивановичем Нееловым и его сыном Ильей Васильевичем, стало гордостью и своеобразной визитной карточкой дворцово-паркового ансамбля Царского Села. Хотя проект, как отмечают исследователи, не был эксклюзивным: его позаимствовали из популярного в ту пору альбома английских зодчих В. и Д. Халфпенни «Сельская архитектура в китайском вкусе»… И только одно обстоятельство смущает, когда любуешься этим памятником. В 1977 году исторический Крестовый мост был пол­ностью разобран по причине ветхости своих опор, а затем возведен заново, но уже по строительным технологиям XX века. Вместо несущих опор, сложенных из кирпича, была сделана опалубка и залит бетон. На этих бетонных «лапах» выложили кладку из красного кирпича. А на верхней площадке возвели новую беседку. Ее облицевали глазурованной плиткой — имитацией декоративной кирпичной отделки. Увы, сегодня, спустя почти полвека, видно, как постепенно теряет свою привлекательность, ветшает и этот новодел: окраска бетонных опор и внешний слой кирпичной кладки все больше осыпаются.