После Брестского мира, а также после интервенции стран Антанты и их неоднократных попыток свергнуть советскую власть в 20-е годы прошлого века естественными "союзниками" Советской России стали страны, проигравшие в I-й мировой войне, и в первую очередь Германия и Турция.
Большевистское правительство Советской России помогло Турции Кемаля Ататюрка победить Армению в турецко-армянской войне 1920 года и начало военные сотрудничество с властями Веймарской республики, пытавшимися после Версальского мира сохранить военный потенциал Германии.
Изготовление танков в Германии после I-й мировой войны началось летом 1925 года с разработки опытного танка "Grosstraktor" ("большой трактор"), над которым работали три немецкие фирмы: "Даймлер-Бенц", "Рейнметалл" и "Крупп".
Однако недостаточно было изготовить танки, надо было их еще где-то испытывать. Германские политики и военные нашли решение этого вопроса с помощью советского правительства. В декабре 1926 г. в Москве было подписан договор о создании в Казани советско-германской танковой школы.
По сути это был танковый учебно-воспитательный центр. Первым ее начальником стал германский подполковник Вильгельм Мальбрандт (1875 - ? гг.), по фамилии которого проект получил кодовое название "Кама" (Казань - Мальбрандт).
До ее закрытия в 1933 г. в школе "Кама" прошли обучение 65 советских слушателей "из начсостава танковых и мотомеханизированных войск с большим процентом строевых командиров" и 30 немецких офицеров.
Среди последних были и будущие крупные германские военачальники: Риттер фон Тома (он, кстати, позже командовал немецким танковым батальоном, сражавшимся в составе легиона "Кондор" на стороне франкистов в Испании,), генерал танковых войск - командующий Германским африканским корпусом; Иозеф Гарпе, генерал полковник - командующий 4-й танковой армией; Вильгельм Биттрих - обер-группенфюрер СС - командир 2-го танкового корпуса СС.
В некоторых изданиях сообщается, что в казанскую школу приезжал якобы также в качестве инспектирующего лица майор Гейнц (Хайнц) Гудериан (майором он был до февраля 1929 г.), служивший тогда в отделе автомобильных войск Рейхсвера.
Однако это скорее всего легенда. В своих мемуарах казанскую танковую школу "Отец" германских танковых войск Г. Гудериан даже не упоминает, хотя подробно описывает свою поездку в Швецию в 1929 году.
Помимо обучения слушателей в казанской школе изучались и испытывались немцами "малые" и "большие" трактора - опытные образцы танков, изготовленные в Германии в обход ограничений Версальского договора. Весной 1929 г. в Казань прибыли шесть "больших тракторов" ("Grosstraktor"), - по два от каждой вышеупомянутой фирмы.
В 1930 - 1931 гг. к ним добавились два "легких трактора" ("Leighttraktor") фирмы "Крупп"и два "Рейнметалл". Обучение слушателей и изучение танков продолжалось вплоть до прихода нацистов к власти в Германии. В августе-сентябре 1933 г. немецкий персонал покинул школу, были вывезены в Германию и вся немецкая боевая техника и вооружение.
И примерно в это же время, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, на маневрах Рейхсвера в Германии, на полигоне Куммельсдорф, которыми руководил Г. Гудериан, использовались вместо танков их фанерные силуэты с велосипедными колесами, которые толкали солдаты. Позже макеты танков установили на легковые автомобили.
Массовый же выпуск бронетанковой техники в Германии, а также развертывание танковых войск в составе трех первых танковых дивизий, начались только после прихода к власти Гитлера и в том числе и после его заявления в 1935 г. об отказе Германии соблюдать условия Версальского договора.
Кто же больше выиграл от сотрудничества СССР и Германии в вопросах развития танковой техники и совершенствования тактики применения танков в 1920-е - 1930-е годы, учитывая и то, что договор о создании учебного центра в Казани принес пользу обеим сторонам?
Несмотря на изначально общую, как для СССР, так и для Германии, ошибочную ставку на массовое производство быстрых и легких танков, как показали ближайшие годы, советские конструкторы создали более успешные их образцы. В первую очередь, речь идет о танке Т-26.
Война в Испании показала, что немецкие Pz. I легиона "Кондор" с их спаренными башенными пулеметами в бою намного слабее советских Т-26 с башенной 37 мм пушкой.
Но германские конструкторы необходимые выводы из полученного боевого опыта сделали, запустив в серию более тяжелый и уже оснащенный пушкой танк Pz. II.
К сожалению в Советском союзе, недостатки легких танков Т-26, со всей очевидностью проявившиеся в боях в Испании: уязвимость их от огня вражеской артиллерии, невозможность удерживать территорию без помощи отставшей пехоты и отсутствие радиосвязи между отдельными танками, в дальнейшем исправлены не были.
Немцы же в 1930-е годы, улучшив конструкцию и вооружение своих танков, одновременно разработали наиболее эффективную тактику их применения с учетом их взаимодействия с другими и также моторизованными видами войск, прежде всего с мотопехотой и с артиллерией.
В 1930-е годы немецкие танковые и механизированные дивизии и корпуса благодаря Г. Гудериану и другим талантливым танковым командирам научились маневрировать и сражаться, почти как единый целое, проявляя себя в бою как почти идеально оснащенный и отлаженный боевой механизм...
Продолжение следует...