Ну что, поговорим о сабвуферах?
Как выбрать и правильно оформить сабовое звено в своей системе.
Нужен ли сабвуфер в машине вообще? Для кого-то это вопрос очевидный, но не для всех, особенно для людей, приходящих в автозвук из домашнего или концертного звука.
В автозвуке есть существенные отличия, просто в силу самого пространства авто. Ну и сама автомобильная акустика существенно отличается от домашней и концертной, по условиям работы (влажность, перепады температуры и т. д.)
Поэтому сразу запомним — в автомобиле ни один динамик, кроме сабвуфера, не способен отыграть суббас.
А что дает сабвуфер? Основу, основательность и глубину.
При выборе сабвуферного звена следует учитывать то, какую музыку мы будем слушать. Почему это важно?
Живая музыка (рок, джаз, классика) не требуют большого количества баса, наоборот, в таких системах бас не виден и не слышен, но если его отключить — это сразу чувствуется. Суббасовый диапазон не выпирает над всеми остальными диапазонами, а как бы подпирает их снизу, создавая фундамент музыки.
Для современных жанров (рэп, электроника, танцевальная музыка) наоборот, баса требуется много, но это не единственное отличие.
В живых жанрах бас, как правило, быстрый, аккуратный, деликатный, с большим количеством деталей. А в жанрах с большим количеством баса наоборот, низкочастотные партии, как правило, электронные, протяжные, искусственные. Это больше похоже на синусоидальные сигналы, чем на звучание живого инструмента.
Отсюда и разница в подходах к формированию сабвуферного звена. И сама аудиотехника серьезно отличается, как усилители, так и сабвуферы.
Сабы для живых жанров, как правило, обладают легкой подвижкой, небольшим ходом, высокой чувствительностью.
Нет, нельзя выбирать сабы только по какому-то одному параметру, как это делают некоторые! Нельзя сказать что саб для ЗЯ, только потому что у него какая-то добротность. Тем более нельзя говорить неправильно, это вдвойне ошибочно. Да, блогеры, вы меня услышали? 😆
Сабы для большого количества баса характерны большими катушками (3-4 дюйма), широкими и высокими подвесами, обеспечивающими большой ход, и относительно тяжелой подвижной системой.
И нет, ориентироваться только на Fs тоже нельзя. Это важный параметр, но его надо рассматривать в комплексе с остальными параметрами и характеристиками динамика. Да, блогеры? 😂
То есть, морфология сабвуферного динамика скажет нам о его целевом назначении больше, чем его параметры.
Какой у динамика магнит, подвес, шайбы, диффузор. Это первые диагностические признаки целевого назначения акустики. А затрем мы начинаем смотреть параметры Тиля-Смолла. Все вместе, а не по отдельности. Затем, если надо, углубимся в другие параметры — чуйка, BL и прочие. Кстати, не всегда оно нужно, очень часто предыдущего шага более чем достаточно.
И да, автомобильный сабвуфер, сделанный индивидуально, таки имеет жанровую ориентацию. Одно дело, когда вы делаете массовый продукт, который купят тысячи людей. Тогда вы стараетесь сделать нечто универсальное, которое устроит всех. Но как и любое универсальное устройство, это во многом компромисс.
Если же вы делаете что-то индивидуальное, под узкие критерии, для себя или заказчика, то универсализировать изделие нет смысла. Есть смысл максимально заточить его под задачи, чтобы получить в этой области максимальный профит.
При этом, ориентация сабвуфера по жанру делается не только типом акустического оформления (ЗЯ, ЧВ или ФИ, например), но и вариациями внутри одного типа оформления (частота настройки порта, объем ЗЯ, коэффициент трансформации рупора, геометрия ЧВ, и т. д. и т. п.)
Вам понятно, блогеры? 😉
Кто-то может сказать — да вы упоролись, это никому не надо. Все верно, да. Мы упарываемся по сабам, максимально как это возможно. Это одна из наших ключевых компетенций. И мы хотим, чтобы и наши ученики были такими же упоротыми, в хорошем смысле слова.
В общем, пока хватит. А в следующий раз расскажу об акустических оформлениях, применяемых для различных направлений музыки.
А пока не забудьте лайкнуть статью и подписаться на канал. У нас будет еще много интересного!